Ценная аналитика

Несмотря на кризис, некоторые сегменты IT-рынка продолжают расти. Например, продажи систем бизнес-аналитики

Меньше зарабатывают. 18

процентов – на столько сократился российский IT-рынок в I квартале 2009 г. по сравнению с тем же периодом 2008 г. (в рублях), подсчитала Лига независимых экспертов в области IТ («Линэкс»), опросив 1870 IT-компаний с годовой выручкой более $1 млн. Объем рынка «Линэкс» оценила в 87,8 млрд руб.

Финансовый кризис увеличил спрос на программные системы бизнес-аналитики в большинстве стран мира, рассказал «Ведомостям» Джон Шварц, член правления SAP и гендиректор Business Objects, приобретенной SAP в 2008 г. По его словам, Business Objects, выпускающая и внедряющая такие системы, обеспечила в прошлом году примерно 2/3 общего прироста выручки SAP. Общий рост доходов SAP (по стандартам non-GAAP) составил в 2008 г. 19% – с 10,2 млрд евро до 11,73 млрд евро. Таким образом, вклад Business Objects в прирост выручки мог составить 0,98 млрд евро.

В России, по словам Шварца, продажи систем Business Objects были в первые месяцы 2009 г. в среднем на 1/3 выше, чем в те же периоды 2008 г. Потенциал российского рынка выше, чем в среднем по миру, объясняет Шварц: из крупных мировых компаний 85% пользуются той или иной системой бизнес-аналитики, в России же таких компаний менее 50%. А в тех российских компаниях, где такие системы установлены, ими пользуется менее 5% сотрудников (средний по миру показатель – 15%). Если до кризиса такие системы закупали преимущественно финансовые институты, то теперь ими заинтересовались и другие организации, включая госструктуры, в том числе и российские, добавляет Шварц.

В этом году спрос на решения для бизнес-аналитики вырос, подтверждает замгендиректора системного интегратора IBS Григорий Кочаров. По его словам, это касается не только продуктов SAP Business Objects, но и других решений этого класса. Например, такие решения выпускают Oracle и IBM.

Рост спроса на системы бизнес-аналитики происходит в том числе благодаря тому, что эти системы далеко не самые дорогие из IT-продуктов: на них приходится, по оценке Шварца, всего 3–4% IT-бюджетов компаний. Спрос на более дорогие продукты – системы управления предприятием снижается: часть заказчиков на время отложили запуск новых проектов, замечает Кочаров. Общая выручка SAP от продажи ПО сократилась в I квартале 2009 г. на 34% по сравнению с тем же периодом 2008 г.