Игроки: Фактор развития

«Ситроникс»

крупнейшая высокотехнологичная компания в Восточной Европе. Работает с более чем 3500 клиентами. Имеет представительства и филиалы в 32 странах мира, осуществляет экспорт в 62 страны мира. Общая численность сотрудников – свыше 10 000 человек, из них около 4500 заняты в области исследований и разработок.

Успех технологической компании во многом определяется качеством прогнозов развития технологий и рынков. Типичное поведение компаний на развивающихся рынках – следование прогнозам «больших братьев» с адаптацией под свои возможности и особенности. «Ситроникс» тоже шел этим путем, но на определенном этапе мы почувствовали готовность к собственным разработкам. Собственные разработки могут открывать для нас новые ниши и рынки не по примеру и после зарубежных компаний, а наравне с ними или даже быстрее, если мы сможем правильно определить точки приложения сил.

В 2009 г. мы впервые решились открыть доступ технологическому сообществу к результату исследования по прогнозированию технологических трендов, на базе которого мы строим собственную продуктовую стратегию. Разработка технологического прогноза – достаточно сложный процесс с точки зрения методологии. Наша методика включает идентификацию перспективных индустриальных трендов, агрегацию, фильтрацию и оценку с помощью эмпирической численной модели. На первом шаге были определены более 200 трендов, по мере обработки их число сокращалось. В результате мы выявили 12 трендов, которые, по нашему мнению, будут сильнее прочих влиять на развитие телекоммуникационной индустрии в период до 2012 г. Перечислю главные тренды.

Повсеместная доступность конвергентной связи через новое поколение проводных и беспроводных сетей. Формируются сети, одновременно предлагающие (преимущественно внутри зданий) различные технологии мобильного и фиксированного доступа. Абонент может выбирать подходящий способ соединения с сетью в зависимости от вида работы и имеющегося у него терминала, при этом получая один и тот же набор услуг и тарифов. Тренд стимулируется быстрым ростом популярности «кочевого» стиля работы и формированием нового класса «кочевых» пользователей.

Услуги из единого источника на базе определения положения пользователя. Тесно связан с предыдущим. Точное позиционирование, поддерживаемое сетью и/или терминалом, «кочевой» стиль работы, поддержка многообразия форматов контента, являются катализатором быстрого роста нового класса решений, которые позволят абоненту:

– иметь возможность использовать один терминал для работы через сеть с любым или почти любым видом контента (сохраняя при этом свободу выбора терминала);

– получать набор услуг, состав, содержание и стоимость которых зависят от точного местоположения абонента.

Многосторонняя тарификация – единый платеж. Новая модель тарификации и взаиморасчетов в режиме реального времени между поставщиками и пользователями различных услуг – ответ на усложнение организации и быстрый рост количества участников процесса предоставления услуг через современные сети. Возникают новые продукты в сегментах VAS и ОSS/BSS, которые в свою очередь стимулируют дальнейшую диверсификацию ролей участников рынка и открывают новые способы кооперации между ними. Важность этого тренда еще и в том, что он позволяет традиционным операторам найти ответ на угрозу их вырождения до «трубы данных» ‑ наименее желательного для них рыночного сценария. У операторов появится возможность выступить интегрирующей силой рынка, предоставляя OSS/BSS-системы для обслуживания и объединения всех участников экосистемы предоставления услуг.

«Дом будущего». Приход «оптики» в дома придаст импульс развитию технологий доставки «тяжелого» мультимедийного контента. Новые беспроводные mesh-технологии заменят провода внутри домов и сделают объединение домашних приборов в сеть «прозрачным» для пользователя. Последует быстрое развитие стандартов и продуктов для управления функциями домашней техники и превращения технической начинки дома/квартиры в интеллектуальную среду предоставления персонифицированных услуг, в том числе и удаленно.

«Умные» сети коммунальных услуг (Smart Grid). Суть тренда в развитии принципиально нового свойства коммунальных сетей – обратной связи. Технология развивается от «умных счетчиков», передающих уровень потребления через сеть поставщику, к управляемым (как поставщиком, так и самим пользователем) распределительным устройствам. Ограничение потребляемого тока в периоды перегрузки с отключением лишь заранее определенных пользователем низкоприоритетных нагрузок вместо полного отключения – лишь одна из возможностей данной технологии.

Среди прочих трендов, описанных в исследовании, «центры обработки данных: децентрализация и экологичность», «облачные» вычисления (xAAS)», «Web 2.0 во всех сферах», «новые технологии розничной торговли», «развитие технологий телемедицины», «полностью оптическая обработка сигналов», «радио по оптике».

Большинство из перечисленных выше трендов прямо или косвенно связано с развитием и ростом проникновения широкополосного доступа в интернет. Этот фактор действует как катализатор появления новых услуг для абонентов, внедрение которых ведет к ускоряющемуся росту объемов трафика, что в свою очередь стимулирует развитие транспортных сетей и… сетей доступа. Система находится в состоянии «самовозбуждения», являясь вечным двигателем индустрии. Экономический кризис не способен разорвать этот круг, он может лишь замедлить развитие некоторых сегментов рынка, но в то же время стимулирует развитие технологий, внедрение которых приводит к прямой экономии средств операторов или к росту их доходов за счет новых услуг.

«Ситроникс» планирует опубликовать отдельную брошюру, в которой результаты исследования будут изложены более подробно.