Процент Путина

Пикалевские рабочие получили задержанные зарплаты благодаря собственной решительности, считают россияне

Немедленно запустить стоящие в Пикалево заводы, раздать долги по зарплате и прекратить увольнения потребовали 2 июня 300 жителей Пикалево (Ленинградская обл.), когда перекрыли автомобильную трассу Новая Ладога – Вологда. В город прибыл председатель правительства Владимир Путин и обязал собственников выполнить эти требования.

По данным ВЦИОМ (опрос проведен 20–21 июня 2009 г. в 42 регионах России), ничего об этом событии не слышали 58% россиян. В основном это южане, сибиряки и жители Дальнего Востока (70–71%), а также малообразованные (76%) и сторонники «Единой России» (60%).

Информированы о протестах рабочих трех пикалевских предприятий 41% россиян, и только 16% хорошо понимают, о чем речь. Это либо жители Северо-Западного округа (41%), либо высокообразованные респонденты (27%) и приверженцы взглядов демократических партий (50%).

Виновниками пикалевской ситуации информированные участники опроса считают администрацию города и владельцев заводов (20%). 17% возлагают ответственность на менеджмент предприятий, 5% – на региональные власти. По 1% считают виновными Владимира Путина, президента Дмитрия Медведева и самих протестовавших работников. Не знают, кто несет ответственность, 19% респондентов.

Пикалево – не единственный в России город-банкрот, а уникальность ситуации – лишь в решительности местных жителей, обративших на себя внимание властей, практически единодушны участники опроса (92%).

75% полагают, что действия жителей Пикалево (перекрытие федеральной трассы, блокирование здания администрации) правомерны, 18% считают такие способы разрешения проблем недопустимыми. Больше всего противников уличных акций (33%) среди жителей Дальнего Востока, где в начале года из-за введения пошлин на иномарки были народные волнения.

Эффект Пикалево оказался не таким громким, как этого боялись, комментирует исследование гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров: большое впечатление произведено только на политическую элиту. Готовность протестовать у россиян низкая, констатирует он, но люди готовы аплодировать тем, кто вышел и чего-то добился, так как считают, что протестовать и защищать свои права необходимо.

Депутат Госдумы, сопредседатель независимого профсоюза «Защита труда» Олег Шеин полагает, что о пикалевской ситуации знает гораздо больше людей. Она действительно уникальна лишь одним, считает он: впервые точка кипения была достигнута, как это бывало в 1990-х гг., когда бастовала вся страна. Люди будут готовы защищать свои права, если они будут нарушаться подобным образом, вопрос только в том, насколько у власти хватит денег, чтобы тушить эти пожары, – разрешение ситуаций в Пикалево и на «Русском вольфраме» произошло за счет вливания бюджетных средств, тревожится Шеин.

Замдиректора «Левада-центра» Алексей Гражданкин возражает: по данным их последних опросов, только 19% россиян готовы принять участие в протестах, а в 1990-х гг. этот показатель достигал 30%. Но, заключает он, 25% респондентов «Левада-центра» ожидают подобных выступлений в своем городе.