В целом: Что мы ждем от государства и что мы можем ему дать?

«ВымпелКом»

оператор сотовой и фиксированной связи.. Обслуживает 62,7 млн сотовых абонентов в России и СНГ. Акционеры – Altimo (44% голосующих акций), Telenor (29,9%), 24,3% торгуется на Нью-Йоркской фондовой бирже. Капитализация – $12,4 млрд. Финансовые показатели (2008 г., US GAAP): выручка – $10,117 млрд, чистая прибыль – $524 млн.

Несмотря на то что тема конференции, прошедшей в самом конце мая, была довольно широкая, я бы ее еще расширил: что такое телеком и какова его роль в развитии национальных экономик и мировой в целом? Такая постановка вопроса, наверное, может показаться тривиальной и слишком общей, но, к сожалению, ответ на него известен далеко не всем. По крайней мере, правильный ответ.

Мы, представители телекоммуникационной отрасли, так часто варимся в собственном соку и общаемся в узком отраслевом кругу, что совершенно упускаем из вида «самопиар». На Всемирном экономическом форуме в Давосе я столкнулся с последствиями этого досадного упущения. Большинство дискуссий на форуме в этом году сводилось к обсуждению трех основных вопросов: почему возник кризис, кто в этом виноват и что делать?

А конкретных решений предлагалось не так уж много. Сценарии в основном формировались по отраслевому принципу: дать финансирование тем отраслям и компаниям, которые тонут, забрать средства для этого у тех, кто чувствует себя уверенно, а остальных в принципе не трогать. При таком «разбросе вариантов» мировая телекоммуникационная отрасль попадает в группу тех, «кто чувствует себя уверенно». Поэтому она и в условиях кризиса вызывает завистливые взгляды у менее удачливых коллег из других индустрий, а у властей – соблазн заняться «разумным» перераспределением денежных ресурсов. Это большая ошибка, и в этом кроется большая опасность.

У телекоммуникационной отрасли сохраняется высокая маржинальность; у нее незначительное по сравнению с другими отраслями падение спроса на услуги; базовый характер удовлетворяемых ею потребностей и колоссальный потенциал роста, но все это только при условии непрерывного инвестиционного цикла. Поэтому основное, что имеет смысл сделать государству, – это стимулировать инвестиции в отрасль, не пытаясь получить немедленный экономический эффект в виде дополнительных средств в бюджетные фонды.

Что в этом случае государство и экономика получат от нас? Телеком снова, как это уже было в новейшей истории, станет драйвером развития экономики, сравнимым по масштабам и влиянию с изобретением электричества и двигателя внутреннего сгорания в начале эпохи промышленной революции.

Известно, что, когда национальный ВВП вырастает на 1,5–2%, мобильной связью начинают пользоваться на 10% больше граждан данной страны. Проект по развертыванию в мире сетей мобильного широкополосного доступа в интернет (ШПД), с которым сейчас выходят на рынок мобильные операторы, обещает еще более внушительные цифры. По расчетам Всемирной ассоциации GSM, основанным на исследованиях A.T.Kearney и McKinsey, при вложении всех компаний в проект около $550 млрд за пять лет глобальный ВВП вырастет на 3–4% и появится 25 млн новых рабочих мест.

Рост будет не только количественный, но и качественный. Что имеется в виду? По данным исследования, подготовленного консалтинговой компанией MICUS для Еврокомиссии, производительность рабочих мест, созданных в результате реализации проекта по развертыванию сетей мобильного ШПД, вырастет в шесть раз по сравнению с текущим среднеевропейским уровнем. Фактически экономика сможет выйти на принципиально новый уровень, а эффективность производства возрастет фантастически.

Кроме чисто экономических дивидендов государства получат и дивиденды иного рода. Массовое распространение новых технологий позволит за пять лет дать доступ к глобальной информационной сети более чем 2,4 млрд пользователям, многим из них впервые. Это не только решит проблему «цифрового разрыва» и фактически обеспечит создание единого мирового информационного пространства, но и позволит провести революционные изменения в системах здравоохранения и образования, в работе государственных и муниципальных служб. Реальностью станет создание и эффективное функционирование национальных «электронных правительств»; проблема «глобального потепления» также может быть решена в среднесрочной перспективе, в том числе за счет создания низкоуглеродистой IT-инфраструктуры.

Нарисованная мной оптимистичная картина не утопия. Те объемы инвестиций, о которых сейчас заявляют мобильные операторы, могут быть реализованы даже с учетом кризисных реалий. Однако для принятия амбициозных инвестиционных решений, рассчитанных на перспективу, нам нужно иметь четкое понимание среды, в которой мы будем находиться: регуляторной, налоговой, финансовой. Любому инвестору для оценки экономической эффективности проекта прежде всего необходимо иметь возможность построить как можно более реалистичную «проекцию» возврата вложенных средств. Чем больше в ней будет факторов «риска и неопределенности», тем более сдержанно будет вести себя инвестор.

Что же в этих условиях может сделать государство? Оно может минимизировать неопределенность, создав предсказуемую и логичную регуляторную среду – и отраслевую в частности, и предпринимательскую в целом, тем самым облегчив и упростив процесс принятия инвестрешений.

Государство может на некоторое время – по крайней мере, на период кризиса – осознанно пойти на отказ от стимулирования конкуренции и введения на рынок новых игроков и сделать ставку на компании, которые уже обладают достаточными собственными ресурсами для реализации масштабных проектов. Уровень конкуренции должен быть разумным и работать на основную идею – обеспечить максимальную мотивацию для инвестиций.

Государство может в качестве одного из основных критериев при принятии решений о выделении лицензий и частот рассматривать инвестиционную составляющую. То есть задаваться вопросом: а стоят ли за компанией, претендующей на лицензию, реальные финансовые возможности? Регулятор может «по упрощенной процедуре» решать вопросы, которые искусственно сдерживают развитие индустрии и удлиняют окупаемость любых вложений: выделение необходимого частотного ресурса, высвобождение «цифрового дивиденда». Возможно, имеет смысл также посмотреть более внимательно на специфическое для телекоммуникационной отрасли налоговое регулирование и найти методы для его оптимизации.

С нашей точки зрения, регуляторная среда в России исторически является одной из самых благоприятных для решения этой задачи. Вмешательство регулятора достаточно невелико и осмысленно, поэтому у российского телекома, на мой взгляд, есть основания считать, что партнерство с государством и совместная работа для подготовки новой платформы для качественного роста возможны.

$550 млрд

за пять лет, потраченных сотовыми операторами на развертывание сетей мобильного широкополосного доступа в интернет, даст 3–4% роста глобального ВВП 25 млн новых рабочих мест