Ирак раздает недра

В Ираке начался первый раунд тендера на разработку углеводородных месторождений. Объявлены первые победители, но российских компаний среди них нет
Bloomberg

Ирак

Третья в мире страна по запасам углеводородов (116 млрд баррелей нефтяного эквивалента). Нефтяной сектор был закрыт для иностранных инвестиций с момента национализации в 1972 г. По данным МЭА, добыча нефти в Ираке в 2002 г. (перед войной) составила 2 млн баррелей в день, в 2008 г. – 2,38 млн баррелей. После распределения месторождений правительство планирует довести ее до 4 млн баррелей в день к 2013 г.

На тендеры выставлены шесть нефтяных и два газовых месторождения с суммарными запасами 47,4 млрд баррелей нефтяного эквивалента (см. таблицу). На них претендуют 37 компаний со всего мира, в том числе российские «Лукойл» и «Газпром нефть». Победители получат 20-летние сервисные контракты, по которым 30–36 месяцев займет реабилитация месторождений, остальное – добыча. Инвесторам будут возмещаться затраты, плюс они будут получать платежи на каждый баррель добычи. Их размер претенденты сами должны назвать конкурсной комиссии. Для разработки месторождений планируется создать СП, где иракской стороне будет принадлежать 25%, иностранцам – 75%.

По сообщению Bloomberg, за самое крупное из выставленных месторождений – Румейла боролись консорциумы американской ExxonMobil и малазийской Petronas с одной стороны и британской ВР и китайской CNPC – с другой. Первый предложил затраты $4,8, второй – $3,99 за баррель добычи, при том что лимит, установленный правительством, составил $2. Сторонам было дано время для улучшения предложений, после чего министр нефти Ирака Хусейн аш-Шахристани провозгласил победителем консорциум во главе с ВР. Каково ее новое предложение, он не сообщил.

Консорциум «Газпром нефти», индийской ONGC и турецкой Turkish Petroleum Corp. претендует на месторождение Зубейр, пишет Bloomberg. Представитель российской компании подтвердил эту информацию, но от более подробных комментариев отказался. Заявки на него подали еще три группы компаний: BP и CNPC, итальянская Eni, китайская Sinopec, американская Occidental Petroleum и корейская Korean Gas, а также ExxonMobil, Shell и Petronas. Однако все участники отвергли слишком жесткие условия, на которых настаивал Ирак, и тендер закончился безрезультатно. Не согласились на условия и претенденты, подававшие заявки на месторождения Майсан, Бай-Хасан и Миссан. На нефтяное месторождение Киркук и газовое Аккас поступило по одной заявке – от группы Shell – Sinopec – Turkish Petroleum и консорциума во главе с Edison соответственно (информации о том, признаны ли они победителями, вчера вечером не было).

А вот на Западную Курну – 1 было пять заявок, в том числе от «Лукойла». Однако судьба тендера вчера была неясна, так как лидировавшую ExxonMobil не устроили условия иракцев. А газовое месторождение Мансурия осталось невостребованным – на него не подано ни одной заявки.

Объявить итоги всех тендеров Ирак вчера не успел – оставшиеся будут оглашены в ближайшие дни.

Конечно, сервисные контракты не столь привлекательны, как, например, СРП, рассуждает аналитик «Тройки диалог» Валерий Нестеров, но запасы у мировых мейджоров сокращаются и сейчас составляют в среднем 6–14 лет, так что особо разборчивыми им быть не приходится. Но главное для них – закрепиться в богатой нефтью стране и создать имидж образцового инвестора в расчете на более серьезное сотрудничество.