Сюрприз от ВЭБа

ВЭБ неожиданно распорядился 3,68% акций «Норникеля» – проголосовал ими за представителя «Металлоинвеста» Фархада Мошири

Мошири – неудобный директор для основных акционеров «Норникеля». Вчера на собрании он был единственным представителем миноритарных акционеров, которому разрешили выступить. Под просьбы акционеров «говорить погромче» Мошири рассказал им, что «Норникель» недооценен из-за действий менеджмента: компания в прошлом году потратила $2 млрд на выкуп втридорога акций с рынка, ее «дочка» ОГК-3 приобрела более чем за $500 млн акции «Русиа петролеум», менеджмент выступает за продажу или выделение ОГК-3. Несмотря на то что Мошири пришлось воспользоваться услугами переводчика, речь он закончил под бурные аплодисменты зала.

«Норильский никель»

Горно-металлургический холдинг. Акционеры – «Интеррос» и UC Rusal (по 25%), владельцы «Металлоинвеста» (до 4%), ВЭБ (3,68%). Капитализация – $18 млрд. Финансовые показатели (МСФО, 2008 г.): выручка – $13,98 млрд, чистый убыток – $555 млн.

Вчера на годовом собрании акционеров «Норникеля» был настоящий аншлаг: для участия в нем зарегистрировались владельцы 80,4% акций (в прошлом году было 77%, и это считалось рекордом). Акционеры одобрили все вопросы и избрали новый состав совета директоров.

В него вошли четыре представителя «Интерроса»; четыре – от UC Rusal и его акционеров; гендиректор «Норникеля» Владимир Стржалковский. Число госпредставителей удвоилось. Владелец «Интерроса» Владимир Потанин провел в совет зампреда правления ВТБ Василия Титова (Потанин должен банку более $3 млрд). От ВЭБа в нем остался Александр Волошин (за него голосовала UC Rusal, которая должна ВЭБу $4,5 млрд). После собрания он вновь был избран председателем совета.

Плохая новость для миноритариев: Джон Холден не смог избраться в совет, так что у «Норникеля» теперь только один независимый директор – Брэдфорд Миллс. В собрании приняла участие лишь половина держателей ADR, активность миноритариев была низкой, отмечает источник в «Норникеле».

Главная же неожиданность собрания – в совет прошел представитель акционеров «Металлоинвеста» Фархад Мошири, но не попал зампред правления ВЭБа Анатолий Балло. У ВЭБа 3,68% акций «Норникеля». Но ими госкорпорация проголосовала не за Балло, а за Мошири, рассказали несколько источников в «Норникеле» и близких к компании. А ведь накануне собрания ВЭБ уговаривал UC Rusal провести в совет своего зампреда, говорят источники в алюминиевом холдинге. UC Rusal отдала за Балло 2% голосов, полагая, что имеющегося у ВЭБа пакета хватит для его избрания (в этом году проходной порог в совет – около 5%), говорит один из собеседников «Ведомостей».

Представители «Металлоинвеста» и ВЭБа от комментариев отказались. В ВТБ всем довольны: избрание в совет представителя банка и его вхождение в комитет по аудиту защищает интересы ВТБ как кредитора, сказал представитель ВТБ.

Но позиции Стржалковского тем не менее усилились: по уставу снять гендиректора теперь можно лишь 2/3 голосов членов совета (всего их 13).

В начале года совладелец «Металлоинвеста» Алишер Усманов предлагал объединить свою компанию с «Норникелем» в единый холдинг с госучастием. Но почему ВЭБ проголосовал за Мошири сейчас, можно только гадать, отмечает аналитик Мorgan Stanley Дмитрий Коломыцын.