Большая перемена: Внимание, медицина!


Чтобы осознать, насколько диспропорционально устроена российская экономика, не нужно ехать в бизнес-школу. Нефть и газ занимают в ВВП и экспорте России такую большую долю, что активность обсуждения стоимости барреля среди наших обывателей в момент кризиса уступает только количеству разговоров о колебаниях курса доллара.

Однако бизнес-школа помогает взглянуть на проблему с другой стороны. INSEAD открыла мне глаза на существование отраслей, которых я прежде не замечал. То есть, конечно, знал об их существовании, но не понимал, насколько выше в табели о рангах они стоят в развитых странах. Главный пример – это индустрия здоровья.

Первый сюрприз – количество врачей, которые учатся со мной на курсе. Их больше, чем юристов. Даже в числе российских студентов есть офтальмолог. Сюрприз второй – интенсивность, с которой фармакологические компании набирают выпускников. Четверо из восьми российских студентов, получивших на данный момент предложение о летней практике или постоянной работе, будут заботиться о здоровье человечества.

В INSEAD нет предметов, посвященных медицинской индустрии, но в половине курсов есть кейсы из этой отрасли. На микроэкономике мы изучали, почему после появления дженериков цены на бывшее патентованное лекарство часто идут вверх (компании стараются отжать преданных, но не самых образованных клиентов по полной программе). На оптимизации процессов мы проходили прекрасный кейс о канадском госпитале, специализирующемся на операциях по удалению грыжи (за счет отказа от всех остальных операций они повысили уровень мастерства хирургов так, что число повторных обращений снизилось в 10 раз по сравнению с обычными клиниками). На финансах обсуждали уникальность фармацевтической индустрии (из-за того что расходы на исследования и разработку лекарств не фиксируются как активы, у этих компаний аномально высокий уровень возврата на инвестированный капитал, а сам факт наличия исследований провоцирует приверженность к принципиально иной модели долгового финансирования). На стратегии речь шла о развитии сети тренажерных залов и производстве инвалидных колясок, на управлении организациями – о реструктуризации продаж медицинского оборудования в Johnson & Johnson, на слияниях и поглощениях – о консолидации в отрасли производства химических компонентов для лекарств.

А что в России? В июне из 126 статей на полосах А1 и Б1 в газете «Ведомости» медицинской индустрии было уделено 0 заметок. Думаю, зеркало отражает реальную значимость бизнеса в этой сфере. Но с ростом благосостояния люди будут больше заботиться о здоровье, а значит, аптеки, клиники, производители медицинского оборудования займут должное место под солнцем и в России, а акции тех, кто возглавит консолидацию, пойдут вверх.