ЦБ уверен в рубле

Центробанк снимает ограничения на увеличение иностранных активов и чистой валютной позиции банков

Президент Альфа-банка Петр Авен не стал комментировать действенность рекомендаций ЦБ, отметив лишь, что он «сторонник свободы». Странной назвал эту меру предправления Русского международного банка Роман Воробьев: ведь банки, по его словам, в основном руководствуются не собственными интересами, а интересами клиентов. Правда, и о себе банки не забыли: например, в январе 30 крупнейших банков заработали в два раза больше, чем в начале 2008 г., – 58,3 млрд руб., и сотрудник ЦБ признавал, что это в основном результат спекуляций с валютой.

Центробанк не стал продлевать на III квартал рекомендации не увеличивать иностранные активы и чистую валютную позицию «в связи со стабилизацией ситуации на внутреннем валютном рынке». «Действие рекомендаций в период обострения финансового кризиса позволило ограничить спрос на иностранную валюту со стороны кредитных организаций и содействовало стабилизации ситуации на внутреннем валютном рынке», – сообщил регулятор.

Прошлой осенью ЦБ пришлось пойти на эту меру, чтобы как-то ограничить покупку валюты банками во время девальвации рубля. Тогда валютные операции были самыми доходными, и банки, занимая у ЦБ рубли под 9% годовых, переводили их в стремительно дорожающую валюту (см. врез). Впервые ЦБ решил повлиять на этот процесс в октябре 2008 г., рекомендовав банкам не увеличивать остатки иностранных активов по сравнению со средним показателем за период с 1 августа по 25 октября 2008 г. Позднее, в ноябре, ЦБ рекомендовал также в течение месяца удерживать среднюю величину чистой длинной балансовой позиции по каждой иностранной валюте на уровне, не превышающем среднюю величину в период с 25 октября по 25 ноября 2008 г.

Увеличение валютных активов допускалось только в случае прироста иностранных пассивов, увеличения вложений в облигации, выпущенные нерезидентами, включенные в ломбардный список или выпущенные ЕБРР. При этом спецпредставители ЦБ в банках, получивших господдержку, интересовались данными об объемах конвертации клиентских средств.

Запретить банкам уходить в валюту ЦБ не мог, но при установлении лимитов банкам на участие в беззалоговых аукционах ЦБ учитывал, следуют ли банки его рекомендациям. По итогам ноября санкциям подверглось 34 банка, рассказывал директор департамента банковского регулирования и надзора ЦБ Алексей Симановский. В конце мая ЦБ в ответ на запрос «Ведомостей» сообщил, что снизил лимиты по беззалоговым кредитам для 58 банков (из 197 допущенных к аукционам). Банкиры не очень расстраивались: снижение было «исключительно символическое» – не более 1%, говорили они.

«Ситуация на валютном рынке стабилизировалась, действия ЦБ считаю разумными», – говорит помощник президента Аркадий Дворкович. «Цены на нефть, от которых во многом зависит курс рубля, вроде держатся, самый волатильный период, похоже, пройден. Центробанк прав, можно слегка расслабиться», – говорит сотрудник аппарата правительства. «Вторая волна кризиса отменяется», – резюмировал он.