Мечта наших бабушек

«Ар деко и мода. Золотые 20-е» – это не замутненная смыслами выставка платьев, туфель, сумочек и шляпок
С. Николаев

Эта выставка обескураживает – в залах Галереи Зураба Церетели чувствуешь себя как в огромной гардеробной: всюду платья да манто, туфли на каблуках, каблуки без туфель и вышитые бисером маленькие сумочки.

На вернисаже мужчины среди всей этой буквально – стеклярусом, бисером и пайетками – блестящей дамской одежды и обуви явно скучали, женщины же, напротив, испытывали необычайный прилив сил и, легко превозмогая чудовищную духоту и толчею в залах, азартно перешептывались: «Мне – розовое, тебе – лиловое».

К такому потребительскому отношению к экспонатам склоняли сами вещи – в хорошем состоянии, очень нарядные и разумных, многим подходящих размеров. К тому же мода 20-х, решительно порвавшая с многовековым корсетным прошлым и подолами до пола, и по сей день воспринимается актуально – столько в ней сконцентрировано праздничной энергии, светлой тяги к красивой жизни.

Выставка посвящена стилю ар деко, возникшему в прошлом веке между двумя мировыми войнами и зримо воплотившему все главные ценности своего времени: скорость, роскошь, азарт, жажду стабильности и удовольствий. Это великий и трагический стиль одного поколения, страстно спешившего жить между двумя чудовищными катастрофами, стиль простых форм, шикарного декора и дорогих материалов.

Любая музейная выставка об ар деко показала бы зрителям, насколько этот стиль был тотален, какую великую архитектуру он нам оставил, как изменил живопись, мебель, ювелирное искусство и дизайн бытовых предметов. Но на этот раз зрителям показали только вещи из коллекции Назима Мустафаева – десятки шелковых и муслиновых, щедро и искусно вышитых «выходных» платьев, ряды разноцветных атласных туфель с перепонками на устойчивых, украшенных стразами каблуках, витрины сумочек.

С таким багажом экспонатов выставка неизбежно должна была бы стать похожей на шикарный магазин винтажной одежды – она такой и получилась, несмотря на сотни фотографий красавиц 20-х гг., ставших только блеклым фоном для ярких платьев. Куратор выставки Александр Васильев, написавший несколько книг о моде и кучу назидательных статей в дамских журналах, – глубокий знаток женщин, он-то понимает, что, выставив много красивых платьев, можно успокоиться: женщинам этого достаточно.

А платья на выставке и вправду есть просто волшебные. Хотя в некоторых с бисером и стеклярусом, на нынешний взгляд, явно переборщили – особенно русские мастерицы, в приступе ностальгии расшивавшие подол церковными куполами.

Но пусть мужчины на выставке фыркают, вспоминают Эллочку-людоедку (для советских писателей ар деко ассоциировалось исключительно с нэпом), а у меня к куратору только один серьезный вопрос – почему так мало шляпок?.