Слон заходит в лавку

Госдума расширила возможности Внешэкономбанка (ВЭБ) по управлению пенсионными накоплениями. Теперь ВЭБ способен обрушить рынок, опасаются частные управляющие, рассчитывавшие на большие полномочия

Госдума одобрила в третьем чтении изменения в основные законы пенсионного рынка – о негосударственных пенсионных фондах (НПФ) и об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии. В результате существенно расширяется инвестиционная декларация по пенсионным накоплениям, находящимся под управлением государственной управляющей компании – ВЭБа. Средства молчунов будут теперь разделены на два портфеля: «расширенный», включающий те же возможности, что и у частных управляющих, за исключением инвестиций в акции, и портфель «государственных ценных бумаг», декларация которого останется той, что и раньше была у ВЭБа. Однако по умолчанию средства будут размещаться именно в первом портфеле – для сохранения максимально консервативного инвестирования своих денег будущим пенсионерам придется подать заявление.

Инвестиции Пенсионным фондом России (ПФР) средств, находящихся во временном размещении, теперь также напрямую прописаны в законе – для них декларация совпадает с консервативным вариантом ВЭБа. Однако перечислять средства на уже открытые в НПФ счета ПФР должен будет не в течение 15 месяцев после окончания года, когда эти средства поступили, а поквартально и с запаздыванием всего в шесть месяцев. Для всех УК и НПФ будут расширены возможности вложения в бумаги одного эмитента – теперь их доля сможет достигать 10% портфеля против прежних 5%. Кроме того, с 10% до 25% увеличена максимальная доля банковских депозитов.

Глава департамента доверительного управления ВЭБа Александр Попов уверен, что новая инвестиционная декларация позволит ВЭБу поднять доходность, хотя на первых порах и незначительно, так как три четверти портфеля вложены в госбумаги, ликвидность которых сейчас недостаточна.

Приход ВЭБа, портфель которого оценивается уже более чем в 430 млрд руб., способен обрушить рынок корпоративных бумаг, опасались управляющие. «Слон заходит в посудную лавку – теперь на нашем мизерном рынке котировки бумаг будут зависеть лишь от того, когда и что будет покупать ВЭБ», – уверен президент НЛУ Дмитрий Александров. Кризис показал, что даже госбумаги могут приносить убытки, и потери от временного размещения средств ПФР в размере 9,7 млрд руб. пришлось компенсировать из госбюджета, хотя это и не было изначально предусмотрено законом. ВЭБ имеет имидж надежной и консервативной государственной компании, но корпоративные инструменты гораздо более волатильны, чем те бумаги, с которыми ВЭБ работал раньше. И если потери возникнут, их придется компенсировать, но у государства на это может просто не хватить средств, предупреждает президент УК «Тройка диалог» Павел Теплухин.

Управляющие также предлагали расширить возможности инвестирования сверх биржевого списка А1. «Государство ограничило нас этим списком, хотя его составляет биржа, негосударственная структура, и, как оказалось, никаких гарантий государство в обмен не дает: сейчас в этом списке уже две дефолтные бумаги», – отмечает Александров. Но такие поправки приняты не были.

За исключением возросших рисков волатильности, возникающих с приходом ВЭБа на открытый рынок, закон положительный – но ждали большего, резюмирует Александров. «Когда государству понадобилось поддержать рынок корпоративных долговых бумаг за счет портфеля ВЭБа, эта цель была достигнута быстро; мы же не получили того, о чем просили, нам лишь из соображения приличий дали те же возможности, что и ВЭБу, но не более того», – сетует Александров.

Инвестирование портфеля ВЭБа по новым правилам в соответствии с законопроектом должно начаться с 1 ноября 2009 г.