Харри, рама!

«Разомкнутые объятия» надежно защищены панцирем фирменной манеры Педро Альмодовара, единственного в мире режиссера, которому киносообщество позволяет выдавать драматургические рецепты бразильских сериалов за высокое искусство
Outnow.ch

Вслед за Вуди Алленом Альмодовар снял фильм про слепого режиссера. Но «Голливудский финал» был сатирической комедией на тему кинопроизводства, а «Разомкнутые объятия» – мелодрама, то балансирующая на грани режиссерской самопародии, то посылающая воздушные поцелуи золотому веку Голливуда, то согревающая душу киномана афоризмами о любви к движущимся картинкам («Фильм должен быть закончен, даже если делается вслепую»).

Вероятно, это самый откровенный фильм испанского режиссера, создавшего в «Разомкнутых объятиях» своего идеального альтер-эго. Актер Луис Омар играет человека, разломанного давней катастрофой надвое. До аварии он режиссер Матео Бланко, после – слепой сценарист Харри Кейн, над тишайшим образом которого добродушно потешается Альмодовар. Во-первых, для англоязычной публики псевдоним писателя звучит как «ураган», во-вторых, сценарист ведет себя как сексуальный Паниковский: тот просил перевести его через улицу, чтобы умыкнуть бумажник, а Харри – чтобы затащить сердобольную девушку в постель.

«Разомкнутые объятия» нагляднее всех прежних фильмов испанского режиссера напоминают, что существует два Педро Альмодовара.

Первый искренне любит сериальную драматургию с ее гибельными увлечениями, роковыми тайнами катастроф и зачатий, потерей памяти, патетическими истериками и глицериновыми слезами из ярко накрашенных глаз. Второй получает удовольствие, прокручивая мелодраму на быстрой перемотке, переводя ее в комедийный режим, разгоняя до пародии.

Первый полагает, что ему к лицу мудрость признанного мэтра. Второй не может забыть острый вкус хорошей насмешки.

Первый знает, что мыльная опера – не только самый простой, но, возможно, единственный способ добиться зрительского сочувствия, последний доступный нам сегодня «возвышающий обман». Второй верит в силу иронии, позволяющей стирать границу между низким и высоким, придавать блеск самым избитым клише и отпускать интеллектуальной публике грех увлечения сериальными страстями.

Первый, как слепой Харри Кейн, пишет «Разомкнутые объятия». Второй, как зрячий Матео Бланко, их снимает.

У первого получается чудовищная картина. У второго – замечательно культурная. Пенелопа Крус играет в обеих.

Хотя на историю роковой любви режиссера Матео и актрисы Лены в «Разомкнутых объятиях» нанизаны не два, а целых четыре фильма.

Внешний сюжет – сегодняшняя жизнь слепого писателя, к которому приходит молодой режиссер с просьбой написать сценарий, напоминающий то, что случилось с самим писателем 14 лет назад, когда он снимал свой последний фильм и встретил последнюю любовь.

Сюжет главный – та самая история, которую писатель, прогнав наглеца-режиссера, рассказывает юному ассистенту.

Сюжет автопародийный – фильм в фильме: картина, на съемках которой все и случилось. Она называется «Девушки и чемоданы» и похожа на давний хит Альмодовара «Женщины на грани нервного срыва».

Последний сюжет – мотив подглядывающего, фильм о фильме: документальное свидетельство происходящего на съемочной площадке, зафиксированное камерой юноши, который спустя 14 лет придет к слепому писателю с возмутительной сценарной заявкой. На площадку «Девушек и чемоданов» юношу отправил отец-олигарх, взявшийся продюсировать фильм Матео, чтобы следить за своей прекрасной содержанкой Леной, играющей главную роль. Отснятый сыном материал олигарх смотрит с помощницей, умеющей читать по губам.

Чтобы окончательно добить вас пересказом, замечу, что «Девушки и чемоданы» тоже существуют в двух версиях: одна с треском проваливается на премьере, вторая остается в архиве. Вся разница между ними – в монтаже и выборе дублей, удачных или нет.

То же самое и с новой картиной Альмодовара: окончательный монтаж происходит не на экране, а в голове смотрящего; нужные кадры и сцены выберет память. Так бывает со всяким кино, но в случае «Разомкнутых объятий» зрительский монтаж как будто заложен в сюжет. Режиссер закрыл глаза и отвернулся, режьте и клейте сами.