Государство отказалось отвечать по обязательствам своей "внучки"

Покупатели облигаций Финансовой лизинговой компании (ФЛК) напрасно понадеялись на «поддержку и содействие», которые обещал при размещении бумаг ее акционер – государственная Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК). ОАК ничего им платить не собирается

ОАК и правительство России не несут никакой ответственности перед владельцами облигаций ФЛК, написал «Ведомостям» президент ОАК Алексей Федоров. «Держатели облигаций ФЛК предложили перевести весь долг на ОАК или выдать гарантии от имени ОАК или правительства России на новые облигации. Но такой вариант неприемлем. ОАК не имеет ни юридических, ни каких-либо других оснований принимать на себя обязательства <...> ФЛК», – говорится в письме.

ФЛК создана в 1997 г., в 2001 г. выиграла тендер на получение господдержки лизинговых программ в области гражданской авиации. После этого государство последовательно вкачивало в компанию деньги, доведя свой пакет до 77,5%, а уставный капитал – до 7 млрд руб. В 2008 г. 51,8% было передано ОАК. Новые хозяева провели ревизию ФЛК и обнаружили, что компания занималась не столько лизингом воздушных судов и оборудования, сколько финансовым посредничеством и инвестициями в недвижимость (по факту вывода средств заведено уголовное дело).

К этому времени ФЛК успела разместить евробонды на $250 млн (в июне 2007 г. – CLN на $100 млн, а в июне 2008 г. – LPN на $150 млн), в декабре 2008 г. компания перестала платить по купонам обоих выпусков. В мае организатор LPN – BCP Securities LLC – написал письмо премьеру Владимиру Путину и двум его заместителям – Сергею Иванову и Алексею Кудрину, попросив «разобраться в ситуации» и напомнив, что в общей сложности кредиторы ФЛК вложили в экономику России около $100 млрд.

ОАК готова «предоставить ФЛК такую поддержку и содействие, которые могут потребоваться для обеспечения достаточности капитала и ликвидности в целях своевременного выполнения финансовых обязательств», писал Федоров в Moody’s в феврале 2008 г. Комфортные письма Федорова и министра транспорта Игоря Левитина были частью пакета документов, который предоставлялся инвесторам во время размещения LPN, рассказал «Ведомостям» один из покупателей бумаг, Джон Барагванот.

«Обращения инвесторов в правительство не должны рассматриваться как повод для вовлечения России в спор хозяйствующих субъектов.

Апелляции инвесторов к комфортным письмам [Федорова и Левитина] также не могут приниматься во внимание в качестве обязательств ОАК или правительства», – утверждает в письме «Ведомостям» Федоров.

Рейтинговое агентство принимает во внимание комфортные письма, но не переоценивает их значение, говорит аналитик Moody’s в России и СНГ Семен Исаков (курирует ФЛК). Они могут положительно влиять на рейтинг, но господдержка оценивается по другим характеристикам, например доля в уставном капитале, финансовые вливания, объясняет Исаков.

Барагванот признает, что комфортные письма – это не юридический документ. «Но как же вопрос репутации?» – задает он риторический вопрос.

«Инвесторы, которые хотят получить подтверждение того, что компания поддерживается государством, должны были убедиться в этом до того, как принимали решение об инвестировании, – отмечает в письме Федоров. – Никто из инвесторов ни в ОАК, ни в органы госвласти в период размещения не обращался, приняв, таким образом, риски вложений на основе информации, предоставленной организатором выпуска».

Представитель BCP Securities LLC отказался от официальных комментариев, получить комментарии организатора CLN – Dresdner Вank не удалось.

По словам управляющего директора Банка Москвы Дениса Гаевского, комфортные письма помогают в размещении, но они лишь говорят о том, что «тот, кто может теоретически помочь – а это акционеры, – знает о предстоящей сделке». Обычно, добавляет Гаевский, их пишут, не задумываясь о последствиях.