Русская бледная

Петербургские художники искали русскую красоту, не нашли, о чем и сделали некрасивую выставку
С. Николаев

Выставка «Русская красота» – групповое упражнение петербургских художников на заданную названием тему – открылась в Государственном центре современного искусства. Выросла выставка из образовательной программы фонда «ПРО АРТЕ», участвуют в ней в основном молодые художники, которым кураторы Глеб Ершов и Станислав Савицкий велели не ерничать, а искать «русскую красоту без кавычек».

В результате представляет выставку на афише видео Ольги Ловцюс, где девушка в игрушечном кокошнике строит рожу, издевается то есть.

Без кавычек тему удалось раскрыть, пожалуй, только Петру Белому, сделавшему несколько элегантных объектов «Русский лес» из старого дерева и кусков ржавой пилы. И еще, наверное, Валерию Вальрану, придумавшему декоративные картины по мотивам пластики русских икон.

Остальные авторы или констатировали бледность и бедность русской действительности, например фиксируя дачный и городской самострой, или занялись живописью, тоже не без запрещенного ерничества. А может, и без него – невольно или намеренно плохо написана картина Александра Дашевского про отчаявшегося алкоголика, так сразу и не скажешь.

Есть еще на выставке поленница дров и много голых некрасивых баб, написанных с разной степенью отвращения к предмету изображения, ну и без глянцеватой кичухи, конечно, не обошлось.

Выставка «Русская красота» – типичная молодежная выставка современного искусства, где зрителя не оставляет ощущение, что ему дурят голову, выдавая неудачу за позицию. На этот раз голову дурили не только зрителям.

Кураторы поставили перед художниками с наскока невыполнимую задачу, да еще потребовали не повторять прославленных питерских предшественников. Митьки и круг Тимура Новикова еще недавно по меркам истории искусства так сильно поработали с «русским» и «красотой», что после них требуется отдохнуть перед следующими попытками.

«Проект начался с желания поставить себя и окружающих в неловкое положение» – этим признанием начинается длинная и претенциозная статья кураторов в каталоге. В ней поминаются все популярные претензии к современному искусству, уродливому и безродному, кроме одной – стремления кураторов превращать художников в обслугу своих надуманных концепций.