Зимой было страшнее

Петербургские компании адаптируются к кризису. По сравнению с началом года они гораздо сильнее страдают от роста дебиторской задолженности, чем от недоступности кредитов, выяснили исследователи
Е.Кузьмина

В июне – июле Агентство социальной информации (АСИ) по телефону опросило 147 петербургских компаний из разных отраслей, рассказал научный руководитель АСИ Роман Могилевский. Предыдущий опрос АСИ проводило в феврале – марте, в нем участвовало около 200 организаций.

Три месяца назад одним из самых значимых последствий кризиса около 45% опрошенных называли рост цен на сырье и ресурсы, а в июле так считало только 30%. В начале года обычно растут тарифы естественных монополий, в этом году – в среднем на 15%, рассуждает управляющий директор AG Capital Александр Агибалов. Кроме того, с начала года рубль укрепился, поэтому цены на импортное сырье, например для пищевой промышленности, стабилизировались, говорит эксперт. С осени прошлого года цены на сталь снизились почти на треть, вернувшись на уровень 2007 г., рассказывает сотрудник крупного машиностроительного холдинга. Цена на импортные компоненты за осень – зиму выросла как минимум в полтора раза из-за курсовой разницы, но в марте – апреле стабилизировалась, говорит топ-менеджер пищевого комбината. Больше всех от роста цен на сырье пострадала легкая промышленность (70% опрошенных в марте и 50% – в июле). В швейных изделиях используется только импортное сырье, российское не выдерживает конкуренции ни по цене, ни по качеству, объясняет замгендиректора консультационной фирмы «Альт» Дмитрий Сироткин.

Предпринимателей меньше волнуют и проблемы с получением кредитов для развития производства. Получить кредиты стало легче, отмечает топ-менеджер пищевого комбината. Многие заводы адаптировались к ситуации, затормозив инвестиционные проекты, надобность в кредитах отпала, замечает гендиректор «Ленполиграфмаша» Кирилл Соловейчик.

К лету ситуация на рынке кредитования улучшилась по сравнению с началом года, говорит предправления Балтинвестбанка Игорь Кирилловых. Повысилась ликвидность банков, предприятия получили госзаказы, под которые можно выдавать кредиты, а рублевые ставки снизились на 2–3 процентных пункта до 18%, объясняет он. Оборонные предприятия начали получать авансы за военные заказы только в июне, а не в феврале, как обычно, говорит менеджер одного из предприятий ВПК.

Зато усугубилась проблема неплатежей. Долги растут как снежный ком, деньги приходится буквально выбивать, констатирует сотрудник машиностроительного холдинга.

Самой распространенной антикризисной мерой компании называют сокращение штата. Вал сокращений к лету поутих, компании уже избавились от лишних сотрудников, говорит гендиректор «Бизнеслинк персонала» Юлия Ручина. Компании реже отправляют сотрудников в неоплачиваемые отпуска и временно останавливают производство. Для запуска производства после остановки нужно много времени и в случае получения заказа есть риск сорвать его, говорит сотрудник машиностроительного холдинга. Проще сократить объемы выпускаемой продукции, но не тормозить процесс совсем, объясняет он. К такой мере прибегает сейчас 40% компаний, тогда как весной – 33%, говорится в исследовании АСИ.