Покупай нижегородское авто
В Нижегородской области будет своя программа помощи автопрому. Но не всему, а ГАЗу и бизнесменам, покупающим его машины: 250 млн руб. из областного бюджета пойдет на субсидии по автокредитамНижегородский губернатор Валерий Шанцев утвердил порядок субсидирования ставки по кредитам на покупку автомобилей местного производства, сообщила вчера пресс-служба областного правительства. В программу попадают рублевые кредиты на легковые, легкие коммерческие и среднетоннажные автомобили не дороже 800 000 руб., если они выданы индивидуальным предпринимателям, юрлицам, производителям товаров и услуг, зарегистрированным в области. Срок кредита – до трех лет, первоначальный взнос – от 10% стоимости автомобиля, бюджет субсидирует заемщику 11,5% годовых (ставка рефинансирования ЦБ). Губернатор поручил подготовить изменения в бюджет, чтобы выделить в этом году на субсидии 250 млн руб., говорится в пресс-релизе.
В сущности, власти помогают покупателям техники исключительно группы ГАЗ – других автопроизводителей в Нижегородской области нет. В ценовую категорию до 800 000 руб. попадает весь модельный ряд Горьковского автозавода – легковые Volga Siber, легкие коммерческие «Газели» и среднетоннажные грузовики, говорит представитель ГАЗа.
По последним данным Ассоциации европейского бизнеса, ГАЗ оказался в числе лидеров по падению продаж (-60% с начала года). Продажи легких коммерческих автомобилей в январе – июне 2008 г. превышали 58 000 шт., в первом полугодии 2009 г. – лишь 23 000 шт. Еще хуже с Volga Siber: до кризиса компания планировала выпускать 45 000 машин в год, в начале 2009 г. надеялась собирать хотя бы 8000, а в итоге за январь – май сделали лишь 196. В июне выпущено 400 машин, такой же план в июле.
Продажи в июне все же вдвое больше, чем в январе, отмечает заместитель директора торгово-коммерческого центра ГАЗ АТО Михаил Тренкин. И дилер, и представители автоконцерна сетуют на снижение доли кредитных машин. До кризиса по автокредитам продавалось около 40% машин, в начале года – лишь 5%, говорит представитель группы. Весной ГАЗ запустил собственные финансовые инструменты вместе со Сбербанком, Русфинансбанком, Россельхозбанком: компания субсидирует розничную цену автомобиля, уменьшая стоимость кредита. В конце июня, по данным автоконцерна, на кредиты и лизинговые программы пришлось уже 18% продаж.
Сейчас средние ставки по кредитам на технику ГАЗа – 25–28% в рублях, говорит Тренкин. По его данным, индивидуальные предприниматели часто не могут предоставить справку 2НДФЛ, не желая показывать все доходы, а без нее получить кредит нереально. Волго-Вятский банк Сбербанка рассматривает возможность участия в программе, но ее еще предстоит оценить, говорит директор управления кредитования частных клиентов Константин Захаров. Сбербанк кредитует покупателей новых авто от 15% годовых в рублях на срок до трех лет при условии первоначального взноса не менее 30%. Такая же минимальная ставка у «Банка сосьете женераль восток» при первоначальном взносе от 40%. Банк не выдает кредиты на отечественные авто, но, по словам заместителя гендиректора нижегородского филиала Андрея Малышева, «сотрудничество с правительством области возможно».
Областная программа дополняет федеральную (см. врез), распространяясь на иные категории потребителей; группа надеется на синергетический эффект всех видов льгот, говорит представитель ГАЗа. Продажи в Нижегородской области вырастут не больше чем на 2–3%, у индивидуальных предпринимателей и юрлиц сейчас резко сократились доходы и им не до новых авто, сомневается ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов. Как бы хороши ни были условия для заемщиков, кредитные риски (а в случае с индивидуальными предпринимателями они велики) все равно лягут не на казну, а на банки, поэтому они отнесутся к инициативе властей с осторожностью, предупреждает главный эксперт «Интерфакс-ЦЭА» Алексей Буздалин.