Покупай нижегородское авто

В Нижегородской области будет своя программа помощи автопрому. Но не всему, а ГАЗу и бизнесменам, покупающим его машины: 250 млн руб. из областного бюджета пойдет на субсидии по автокредитам
А. Белоусов

Нижегородский губернатор Валерий Шанцев утвердил порядок субсидирования ставки по кредитам на покупку автомобилей местного производства, сообщила вчера пресс-служба областного правительства. В программу попадают рублевые кредиты на легковые, легкие коммерческие и среднетоннажные автомобили не дороже 800 000 руб., если они выданы индивидуальным предпринимателям, юрлицам, производителям товаров и услуг, зарегистрированным в области. Срок кредита – до трех лет, первоначальный взнос – от 10% стоимости автомобиля, бюджет субсидирует заемщику 11,5% годовых (ставка рефинансирования ЦБ). Губернатор поручил подготовить изменения в бюджет, чтобы выделить в этом году на субсидии 250 млн руб., говорится в пресс-релизе.

В сущности, власти помогают покупателям техники исключительно группы ГАЗ – других автопроизводителей в Нижегородской области нет. В ценовую категорию до 800 000 руб. попадает весь модельный ряд Горьковского автозавода – легковые Volga Siber, легкие коммерческие «Газели» и среднетоннажные грузовики, говорит представитель ГАЗа.

По последним данным Ассоциации европейского бизнеса, ГАЗ оказался в числе лидеров по падению продаж (-60% с начала года). Продажи легких коммерческих автомобилей в январе – июне 2008 г. превышали 58 000 шт., в первом полугодии 2009 г. – лишь 23 000 шт. Еще хуже с Volga Siber: до кризиса компания планировала выпускать 45 000 машин в год, в начале 2009 г. надеялась собирать хотя бы 8000, а в итоге за январь – май сделали лишь 196. В июне выпущено 400 машин, такой же план в июле.

Продажи в июне все же вдвое больше, чем в январе, отмечает заместитель директора торгово-коммерческого центра ГАЗ АТО Михаил Тренкин. И дилер, и представители автоконцерна сетуют на снижение доли кредитных машин. До кризиса по автокредитам продавалось около 40% машин, в начале года – лишь 5%, говорит представитель группы. Весной ГАЗ запустил собственные финансовые инструменты вместе со Сбербанком, Русфинансбанком, Россельхозбанком: компания субсидирует розничную цену автомобиля, уменьшая стоимость кредита. В конце июня, по данным автоконцерна, на кредиты и лизинговые программы пришлось уже 18% продаж.

Сейчас средние ставки по кредитам на технику ГАЗа – 25–28% в рублях, говорит Тренкин. По его данным, индивидуальные предприниматели часто не могут предоставить справку 2НДФЛ, не желая показывать все доходы, а без нее получить кредит нереально. Волго-Вятский банк Сбербанка рассматривает возможность участия в программе, но ее еще предстоит оценить, говорит директор управления кредитования частных клиентов Константин Захаров. Сбербанк кредитует покупателей новых авто от 15% годовых в рублях на срок до трех лет при условии первоначального взноса не менее 30%. Такая же минимальная ставка у «Банка сосьете женераль восток» при первоначальном взносе от 40%. Банк не выдает кредиты на отечественные авто, но, по словам заместителя гендиректора нижегородского филиала Андрея Малышева, «сотрудничество с правительством области возможно».

Областная программа дополняет федеральную (см. врез), распространяясь на иные категории потребителей; группа надеется на синергетический эффект всех видов льгот, говорит представитель ГАЗа. Продажи в Нижегородской области вырастут не больше чем на 2–3%, у индивидуальных предпринимателей и юрлиц сейчас резко сократились доходы и им не до новых авто, сомневается ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов. Как бы хороши ни были условия для заемщиков, кредитные риски (а в случае с индивидуальными предпринимателями они велики) все равно лягут не на казну, а на банки, поэтому они отнесутся к инициативе властей с осторожностью, предупреждает главный эксперт «Интерфакс-ЦЭА» Алексей Буздалин.