«Альфу» не объедешь

Группа ГАЗ согласовала с комитетом кредиторов условия реструктуризации долга на 40 млрд руб. Сорвать сделку может Альфа-банк, которому не нравятся ее условия

Группа ГАЗ

Автопроизводитель. Основной акционер – «Русские машины» Олега Дерипаски (61%). Капитализация – $253 млн. выручка (2008 г., РСБУ): 231,3 млрд руб., чистый убыток – 3,35 млрд руб.

Комитет кредиторов группы ГАЗ согласовал условия реструктуризации долга (см. врез) и она 9 июля направила соглашение банкам для одобрения на их кредитных комитетах, рассказал «Ведомостям» Валерий Лукин, гендиректор «Русских машин» (владеют 60% акций группы).

В переговорах участвовали 12 российских банков (ВТБ, Сбербанк, Газпромбанк, Альфа-банк, «Уралсиб», «дочки» Commerzbank, Swedbank, Raiffeisenbank и проч.), но соглашение могут подписать 18. Полторы недели назад к ним решил присоединиться синдикат иностранных кредиторов (Royal Bank of Scotland, Unicredit, Natixis, Commerzbank, HSBC и проч.), контролирующий $215 млн долга, объясняет Лукин, ради этого банки согласились перевести кредиты в рубли и поменять юрисдикцию соглашения с британской на российскую.

Это подтверждает представитель Raiffeisenbank, участвующего в синдикате. Получить комментарии других иностранных кредиторов группы не удалось, но сотрудники пяти банков-кредиторов, в том числе двух иностранных, подтвердили слова Лукина.

«Это уникальная для России сделка, ведь наше законодательство такие соглашения не предусматривает», – подчеркивает Лукин. ГАЗ готовил ее вместе с банками. В комитет кредиторов вошли представители Минпрома и четырех банков. Альфа-банку была поручена проработка вопроса с залогами, Сбербанку – схемы сделки, Райффайзенбанку – ее условий, ВТБ отвечал за разработку системы контроля за использованием финансов, вспоминает Лукин.

К апрелю большинство кредиторов предварительно согласовали сделку, говорит он. Заминка возникла потому, что правительство меняло статус госгарантий. На прошлой неделе правительство согласилось предоставить нескольким компаниям группы ГАЗ 20 млрд руб. госгарантий.

Они станут обеспечением по 50% реструктурированного долга, остальное предоставит автоконцерн (оценку залога провела Colliers). В это обеспечение войдет около 15% казначейских акций ГАЗа, отмечает Лукин. Также концерн обязался на время реструктуризации не платить премий и бонусов менеджерам.

Соглашение о реструктуризации ГАЗ рассчитывает подписать к 1 августа, сказал Лукин.

«Сбербанк вынесет соглашение с ГАЗом на рассмотрение кредитного комитета уже завтра, думаю, мы его одобрим», – заявил зампред правления банка Евгений Королев. Согласен на предложенные условия и Райффайзенбанк, подтвердил начальник управления Никита Патрахин. По его информации, соглашение поддерживают почти все кредиторы.

Чтобы оно вступило в силу, «да» должны сказать все 18 банков, признал Лукин.

Альфа-банк (размер задолженности перед ним неизвестен) подписывать соглашение не будет, сказал его представитель: «Мы считаем неэффективной бизнес-модель, представленную менеджментом ГАЗа. Отсрочка на пять лет может быть приемлемой для иностранных или государственных банков, но мы не можем рисковать деньгами вкладчиков», – объяснил он.

«Надеюсь, они передумают. Ведь лучшего плана реструктуризации долга никто, включая «Альфу», еще не представил», – говорит Королев.

Альфа-банк единственный выступает против схемы реструктуризации, знают опрошенные «Ведомостями» банкиры. Этот вопрос компания должна решить сама, возможно, с участием государства, отмечает один из них.

В марте президент Дмитрий Медведев раскритиковал банки – кредиторы крупных холдингов за то, что они ставят своими действиями эти холдинги под удар. «Ситуация, когда организация, пусть даже имеющая правомерный набор требований, способна остановить работу крупного холдинга», недопустима, заявил Медведев. С теми, кто этого не понимает, Медведев посоветовал правительству «работать индивидуально». На следующий день он принял председателя совета директоров Альфа-банка Михаила Фридмана, который после встречи выпустил совместное заявление с владельцем «Базэла» Олегом Дерипаской о том, что менеджеры их компаний ищут выход из ситуации, связанной с погашением кредитов.

Президент свою позицию высказал, отмечает сотрудник его администрации, а если у «Альфы» есть свои бизнес-предпочтения, это ее дело.

Правительство не будет вмешиваться в ход реструктуризации долгов группы ГАЗ, говорит пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков.

Предприятию одобрена беспрецедентная сумма госгарантий, говорит он, «но это все, что мы можем предложить, договариваться с кредиторами компания должна сама».

Представители Альфа-банка на заседании комиссии первого вице-премьера Игоря Шувалова пообещали продолжить диалог с группой ГАЗ о реструктуризации займов при определенных условиях, говорит участвовавший в заседании губернатор Ярославской области Сергей Вахруков. Условия он не раскрыл.

Проблема вообще не в ГАЗе, просто Альфа-банк комплексно подходит к долгу компаний «Базэла» и хочет реструктуризации его целиком под устраивающие залоги, например долю в «Ингосстрахе», считают сотрудники нескольких банков – кредитора ГАЗа. Представители «Базэла» и «Альфы» это не комментируют.

Вахруков не согласен с тем, что у ГАЗа неэффективный менеджмент: «Мне есть с чем сравнивать, в Ярославской области много промышленных предприятий, менеджмент [входящего в группу ГАЗ] «Автодизеля» – один из самых эффективных. К примеру, они сумели сократить затраты на 1 млрд руб., а это немаленькая цифра». Альфа-банк выиграл три иска к «Автодизелю» на 470 млрд руб. и подал иск о его банкротстве. Вахруков считает основной проблемой завода отсутствие спроса и долги.

«Предсказать, что будет с ГАЗом через пять лет, невозможно, но, с нашей точки зрения, бизнес-модель у ГАЗа жизнеспособная», – согласен другой кредитор группы. По данным ГАЗа, с октября по апрель он сократил оборотный капитал на 57% до 9,63 млрд руб., а управленческие и коммерческие расходы – на 44% и 48% соответственно до 545 млн и 247 млн руб. В июле на операционном уровне автоконцерн вышел на безубыточный уровень.