Мечты сбываются

Страны, через которые должен пройти Nabucco, подписали соглашение о его строительстве. Но не ясно, будут ли ресурсы для наполнения газопровода, замечают эксперты

Nabucco

проектируемый газопровод. Оператор – Nabucco Gas Pipeline International; акционеры – Botas (Турция), Bulgarian Energy Holding (Болгария), MOL (Венгрия), OMV (Австрия), RWE (Германия), Transgaz (Румыния). мощность – 31 млрд куб. м газа в год, смета – около 8 млрд евро; план по запуску – 2014–2015 гг. трасса – 3300 км (от границы Турции и Грузии до австрийского города Баумгартен); с производителями газа в Средней Азии Nabucco должен соединиться через проектируемый Транскаспийский газопровод.

Представители Турции, Австрии, Венгрии, Болгарии и Румынии подписали вчера в Анкаре межправительственное соглашение о строительстве Nabucco. По этому трубопроводу газ должен пойти из Каспийского региона в Европу в обход России.

Через полгода стороны подпишут дополнительное соглашение, заявил премьер Турции Тайип Реджеп Эрдоган. «Nabucco называли «газопроводом мечты», – сказал он. К концу года участники проекта надеются заключить контракты на поставку газа, сообщил президент Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу.

Nabucco считается конкурентом проектируемого газопровода «Южный поток», соинвесторами которого выступают «Газпром» и итальянская Eni (проектная мощность – до 63 млрд куб. м в год, план по запуску – 2015 г.). «Успех одного из двух газопроводов означает, что второй будет отложен или станет менее масштабным», – уверен Валерий Нестеров из «Тройки диалог». И если пару месяцев назад преимущество «Южного потока» казалось неоспоримым, то сейчас его позиции ослабли, продолжает он.

На днях новоизбранный премьер Болгарии Бойко Борисов объявил мораторий на все крупные энергетические сделки, прежде всего по «Южному потоку». Nabucco, однако, в письме Борисова министру экономики страны Петру Димитрову не упоминается.

Операторы же Nabucco, напротив, продвинулись в поиске источников заполнения трубы. Потенциальные поставщики – Азербайджан, Туркмения, Ирак и Иран, перечисляет директор Института энергетической политики Владимир Милов.

В конце прошлой недели Туркмения впервые признала, что может присоединиться к Nabucco. Страна готова участвовать в крупных международных проектах, в том числе в Nabucco, сообщила госинформслужба TDH со ссылкой на президента Туркмении Гурбангулы Бердымухаммедова. Ранее Ашхабад подписал меморандум с германским газовым трейдером RWE AG, входящим в консорциум по строительству Nabucco. По словам главы RWE по газовым операциям Стефана Джудиша, Туркмения может поставлять около 10 млрд куб. м газа в Nabucco.

В поддержку проекта высказался и президент государственной нефтяной компании Азербайджана Ровнаг Абдуллаев. А на днях премьер Ирака Нури аль-Малики заявил, что страна готова поставлять около 15 млрд куб. м газа в год для Nabucco, заполнив трубу, таким образом, наполовину.

Тем не менее наполняемость проекта все еще остается главной проблемой Nabucco, полагает Милов. Азербайджан в ближайшие годы начнет добычу на крупном месторождении «Шах-Дениз – 2», которое считается основным потенциальным источником для Nabucco, говорит он, но в конце июня Азербайджан и Россия подписали контракт, по которому с 2010 г. «Газпром» будет закупать у Азербайджана газ (500 млн куб. м с последующим увеличением объемов).

Сколько газа в Туркмении и насколько она надежный поставщик, пока никто доподлинно не знает, а разработка газовых месторождений в Иракском Курдистане в начальной стадии, говорит Милов.

По его словам, наиболее серьезным источником газа мог бы стать Иран. Эрдоган не скрывает, что Турция рассчитывает на поставки иранского газа для Nabucco. Управляющий директор Национальной иранской нефтяной компании Сейфоллах Джашнсаз заявил иранскому агентству Shana, что страна готова поставлять газ в Европу по Nabucco. Но есть серьезные политические препятствия для участия Ирана в проекте, замечает Милов. «Мы не верим сейчас, что Иран сможет стать частью [Nabucco]», – сказал Bloomberg специальный уполномоченный госдепартамента США по энергетическим вопросам в Евразии Ричард Морнингстар. Кто в итоге победит – Nabucco или «Южный поток», пока не ясно, заключает Нестеров, но два газопровода для одного региона – явное расточительство.