Передача власти: Проблема безбилетника


Экономический кризис никак не собирается заканчиваться и норовит перерасти в новую волну. И это серьезно увеличивает вероятность того, что российской политике – внутренней, а не внешней – предстоит пережить «перезагрузку».

С политической точки зрения процесс борьбы с кризисом до сих пор выглядел так, что, несмотря на всевозможные и разнонаправленные заявления, констатации и сигналы со стороны власти, и в массовом сознании, и в восприятии элит все же доминировала подспудная надежда на «короткий кризис». И если бы надежды эти оправдались, то в целом по логике развития социально-экономической ситуации посткризисная Россия уже в 2010–2011 гг. мало бы отличалась от того, что мы – пусть не в 2007–2008 гг., а чуть раньше – уже наблюдали.

Главный сегодняшний политический суперприз «победы над кризисом» принадлежал бы всей власти в целом, за исключением, быть может, нескольких «виноватых» губернаторов и других периферийных игроков. Во главе с победившей кризис и в целом консолидированной властью страна готовилась бы к относительно спокойным выборам. Вопрос о главном кандидате на пост президента страны в 2012 г. решался бы уже за пределами кризиса и по законам мирного времени. Тема модернизации и прочих новаций по-прежнему звучала бы довольно громко и остро, соответствующие попытки предпринимались бы, но по-прежнему в титанической борьбе власти и общества с инерционной логикой «пусть все идет, как идет» и примерно в нынешней же конфигурации политических, межклановых, групповых и социальных интересов.

На этом фоне именно возможность более длительного и глубокого протекания кризиса на протяжении последних месяцев все больше и больше приобретает характер решающего фактора дальнейшего развития и поворотов ситуации в стране. «Уходящая вдаль» продолжительность кризиса и для элиты, и для населения является сегодня потенциально самым сильным подвохом и наиболее серьезной проблемой. Если в ближайшее время «долгий кризис» превратится в России не только в экономическую реальность, но и в преобладающие социальные и политические настроения (которые пока еще во многом инерционны), то это будет ощутимым переломом в социально-политической ситуации и в действиях разных политических игроков. Только тогда-то и станут возможными серьезная смена политической повестки дня, экономической политики, существенная ротация элит.

Несколько растянутым «моментом истины» для таких возможных изменений сегодня является, конечно, процесс обсуждения и принятия бюджета на 2010 г., который способен изрядно повлиять на динамику как властных, так и массовых настроений. Тем более что помимо возможного «осеннего обострения» кризиса именно в период активного бюджетного процесса должны случиться и новый отчет правительства перед Госдумой, и подготовка ежегодного послания президента.

Однако даже когда и если окончательно возобладает настрой на «кризис всерьез и надолго», возможное обновление антикризисной стратегии и политики под эту новую реальность будет по-прежнему сталкиваться с серьезной проблемой.

Одно дело, когда, не делая принципиального выбора в стратегии и тактике, нужно просто немного подождать конца кризиса и получить приз его победителя голыми руками. Другое дело, когда путь долог, требует принятия ответственности по изменению оценки ситуации и курса, а движение к этой победе может осуществляться разными путями и требует и экономически, и политически выбирать.

При некоторой огрубленности сравнения в теориях коллективного действия эта непростая история часто называется «проблемой безбилетника». Всем выгодно, чтобы задача, сопряженная с ответственностью и издержками, была решена кем-то другим, а вот потом можно было бы успешно присоединиться к достигнутым результатам. При этом, с другой стороны, до конца никто не заинтересован, чтобы дать другому броситься на амбразуру и решить задачу, если существует вероятность, что потом этот смелый парень окажется в глазах окружающих победителем, а остальные – нет. В результате крайне сложно создать коалицию действия, которая потратила бы на реальное решение антикризисных задач свое время и свои ресурсы, рискуя высокими затратами и издержками, но не имея гарантий потом полностью капитализировать успех.

Все это, как уже не раз бывало и раньше, создает патовую ситуацию для выработки стратегии и ее реализации. Никто куда-то реально ходить не хотел бы, но вроде надо. Любой ход может ослабить позицию. Попытка качественно изменить ситуацию чревата срывом.

В нынешних российских политических условиях выход из этого круга, скорее всего, неизбежно окажется связан с тем, что принципиальное (хотя точно пока непубличное) решение по поводу главного кандидата на выборах 2012 г. придется принимать не ближе к делу, не в 2011 г., а уже в скором времени. Может быть, вместе с бюджетом на будущий год.