Руда в помощь

НМТП за первое полугодие увеличил перевалку грузов на 10,4%. Помог рост экспорта руды и зерна

Через Новороссийский морской торговый порт (НМТП) в январе – июне 2009 г. прошло 43 273 т грузов – на 10,4% больше, чем за аналогичный период прошлого года, сообщила компания. Наибольшими темпами росли объемы перевалки железной руды, зерна, чугуна, нефтепродуктов и проч.; упали перевозки цемента, лесных грузов, контейнеров, жидких удобрений (см. таблицу).

Новороссийский морской торговый порт

Акционеры: 20% – у государства, 50,1% – у компании Kadina (принадлежит семьям председателя совета директоров НМТП Александра Пономаренко и депутата Госдумы Александра Скоробогатько). капитализация – $2,5 млрд (LSE). финансовые показатели (МСФО, I квартал 2009 г.): выручка – $157,1 млн, чистая прибыль – $33,73 млн

Руда, несмотря на то что относится к категории дешевых грузов, дает хорошие объемы, спрос на нее идет со стороны Китая, отмечает гендиректор InfraNews Алексей Безбородов. А НМТП забрал основные потоки руды и концентрата у портов Украины, объяснил менеджер порта. Перевалка зерна увеличилась за счет нового терминала, запущенного в этом году, добавляет он. Через южные порты экспортируется 90% российского зерна, 80% из этих объемов приходится на Новороссийск, напоминает Безбородов. Объемы перевалки цемента сократились из-за снижения темпов строительства, контейнеров – из-за снижения импорта (одежда, бытовая техника, электроника и проч.), отмечает менеджер порта.

На общем фоне НМТП выглядит преуспевающим. Общий грузооборот всех морских портов России за первое полугодие вырос всего на 6% (данные Ассоциации морских торговых портов). Большой порт Санкт-Петербурга за шесть месяцев сократил перевалку на 23%, Ванино – на 15%, Калининградский порт – на 56,6%, Архангельский – на 34% (данные компаний).

По прогнозам Безбородова, НМТП завершит 2009 г. с 14%-ным ростом – опять же благодаря зерну и руде. В портах России за год объемы перевалки цемента упадут на 40%, контейнеров – на 20%, минудобрений – на 30%, прогнозирует он. Другие порты не смогли быстро отреагировать на потребности рынка. Санкт-Петербург специализируется на контейнерах, объем которых зависит от внутреннего спроса, а он упал, говорит Безбородов. Есть и технические ограничения: все порты, кроме НМТП, мелководные и не в состоянии принять судно для большого объема руды или зерна, резюмирует Безбородов.