Новинки книжных развалов


Викиномика. Как массовое сотрудничество изменяет

Дон Тапскотт

Энтони Уильямс

СПб: Бест бизнес букс, 2009. 387 с.

Для человека с интеллектом нет ничего невозможного, предупреждала коллег Верочка из «Служебного романа». Дон Тапскотт и Энтони Уильямс из исследовательского центра New Paradigm, обнаружившие в современном мире экономику, поддерживаемую «почти миллиардом пользователей онлайн-сетей», не менее категоричны: «Организации, способные принять на вооружение принципы викиномики, преуспеют и достигнут успеха, не говоря уже о том, что они будут заниматься поистине благими делами».

Для читателя тоже нет ничего невозможного: книга кишит примерами из блогосферы и иных сфер встречи сети и человека; она под завязку сдобрена мудреной терминологией, но и в этой сложносочиненной виртуальной конструкции (авторы предупреждают, что им активно помогают писать «жители» интернета) можно узреть главное. По версии Тапскотта и Уильямса, в наши дни развивается новая модель бизнеса, получившая «название peer production, или пиринг-модель (далее по тексту также производство на равных)». Кстати, peering (англ.) – это просто взаимодействие на равных, равноправный информационный обмен, ничего более.

Викиномика Тапскотта и Уильямса покоится «на четырех мощных новых идеях: открытости, пиринге, доступе и умении делиться – и глобальном характере деятельности». Даже традиционные модели бизнеса уже подстраиваются под возможности сетевой экономики. Вот пример. В конце 1990-х P&G провела внутреннее расследование, итог которого озадачил руководство: компания «тратит $1,5 млрд на исследования, на результаты оформляет патенты, а использует для создания собственных продуктов не более 10%». P&G совместно с Boeing DuPont, Honeywell и другими компаниями со схожими «проблемами» стала поддерживать виртуальный рынок технологий Yet2.com. В итоге для P&G «перспектива размещения не полностью использующихся активов на Yet2.com превратилась в неожиданную удачу», ведь портфель компании «составляет свыше 27 000 патентов, выданных в США».

Но не только компании с помощью виртуального мира находят решения насущных проблем. В книге есть забавный пример, как Джонатан Шварц, вступив в должность генерального директора Sun Microsystems, решил, что каждый сотрудник должен завести блог. «Юридический и PR-отделы компании пришли от этого решения в ужас – любой сотрудник компании в любой момент времени мог издать подобие пресс-релиза, – поясняют авторы. – Но за три года проблемы с блогерами у Sun Microsystems не возникли ни разу, несмотря на то что деятельность блогеров управлялась с помощью трех простых правил: «не делайте глупостей», «пишите о том, в чем разбираетесь», «сделайте сообщение интересным». Не правда ли, данные правила применимы не только к блогерам этой компании?