Пусть меня научат

В кризисные времена число компаний, предлагающих платные услуги по карьерному консультированию, неизбежно возрастает. И количество клиентов у «наставников по поиску работы» сегодня на 40–50% больше – в основном за счет оставшихся не у дел менеджеров среднего звена. Насколько они полезны друг другу?

Иван Шувалов был старшим аналитиком по телекоммуникациям в Альфа-банке, пока в мае этого года не попал под статью о сокращении штатов. В тот момент он сам подумывал о смене работы и такому повороту событий даже обрадовался. Сегодня Иван еще не определился, где хотел бы продолжить карьеру, но точно знает: в банк больше не пойдет. Работа аналитика не подошла ему – слишком рутинная, не дающая результатов, которые можно «пощупать», понял Шувалов.

Иван – типичный клиент карьерных консультантов: им движет отрицательная мотивация, а положительная, помогающая направить карьеру в правильное русло, еще не сложилась, замечает Лариса Лутовина, управляющий директор компании Private Consulting Group. «Я бы мог обратиться в хорошее агентство, чтобы подтвердить собственные мысли, ведь близкие не могут объективно оценить мои возможности и шансы на рынке труда», – говорит Шувалов. Но пока он работает над карьерными ошибками сам.

Для успешных

Карьерный консультант помогает разработать сценарий карьерного роста, узнать свою справедливую цену на рынке труда и сопровождает его на всем пути поиска работы. К такому специалисту обращаются и успешные, но не удовлетворенные карьерой люди – таких среди наших клиентов почти половина, говорит Юлия Котова, консультант компании JobSearchCoach.

Евгения Костичкова несколько лет работала в телемаркетинговой компании, руководила отделом из 100 человек. Однажды поняла, что достигла потолка в должности и зарплате, а куда двигаться дальше, не понимала. Обращалась в кадровые агентства, но предложения ее не устраивали: работа в том же телемаркетинге не обещала особых перспектив. Тогда Костичкова пришла к карьерным консультантам из Private Consulting Group. «Консультант помог понять: мое место в четко структурированной компании, мне нужен определенный тип руководителя – который наставляет, с которым можно посоветоваться, а также что у меня есть склонность с проектной работе», – рассказала Костичкова. Несколько бесед, переформулировка резюме, тренинг самопрезентации – и через две недели Костичковой поступило несколько выгодных предложений. В итоге она возглавила отдел в крупном банке со стартовой зарплатой в два раза больше, чем на прежнем месте.

Для пострадавших

«В конце прошлого года на нас обрушился поток заказов от сотрудников банков и девелоперских компаний, от маркетологов: год назад к нам поступало 40–50 заказов в месяц, сейчас – около 80», – говорит Лутовина. Спрос на карьерное консультирование вырос примерно на 40%. О росте спроса примерно на 50% говорят и в JobSearchCoach.

В Private Consulting Group, например, клиентам предлагают тренинг по подготовке к собеседованию (7500 руб.), консультация по развитию карьеры (18 600 руб.), составление резюме (3700 руб.) и сопроводительного письма (500 руб.), обучение правильной организации поиска работы (4900 руб.). Полный набор услуг – от определения направления развития карьеры до рассылки резюме и сопроводительных писем от имени клиента – стоит 73 500 руб.

В кризис консультанты советуют обратить внимание на другие отрасли или начать собственное дело. Так поступил, например, Денис Иванов, который до декабря прошлого года руководил направлением CRM-систем в консалтинговой компании Columbus IT. Когда его отдел расформировали, он учредил фирму Mind corn, занимающуюся интернет-рекламой.

«Раньше мы имели дело в основном с руководителями, сейчас стало больше менеджеров среднего звена», – объясняет Лутовина. Если в прошлом году менеджер по продажам искал работу в среднем 3–4 недели, то сейчас – как минимум два месяца, добавляет она.

Для внимательных

В профессионально-этическом кодексе российской ассоциации консультантов по подбору персонала (АКПП) есть пункт: «Ни в какой форме и ни при каких обстоятельствах не взимать вознаграждения от соискателей за трудоустройство», – рассказал директор ассоциации Валерий Оськин. По его словам, во время кризисов число компаний, желающих оказывать платные услуги для кандидатов, неизбежно возрастает. В 1998 г. такие компании тоже росли как грибы: на телефон сажалась «девочка-дурочка», в популярных СМИ давались объявления о несуществующих вакансиях с высокими компенсационными пакетами. Девочка разговаривала с кандидатами, брала с них деньги, помогала составить резюме, деньги клала в стол, резюме – в корзину. Рентабельность подобных операций, по оценкам Оськина, достигала сотен процентов. Но с окончанием кризиса интерес к подобным услугам угас, говорит он.

«Мы не занимаемся трудоустройством – мы готовим человека к самостоятельному выбору и поиску работы», – возражает Котова. И в отличие от классических кадровых агентств мы сразу же играем на стороне соискателя, а не работодателя, уточняет Лутовина.

В 2007–2008 гг. наблюдался рост спроса на услуги карьерного консультирования, замечает Оськин. Трудоустроенные кандидаты были готовы платить консультантам, которые помогли бы повысить их стоимость на рынке труда. Вот только услуга по карьерному консультированию, которая начинается с составления резюме, по словам Оськина, выглядит по меньшей мере смешно. Он считает, что серьезное карьерное консультирование имеет право на существование, но этичным его можно считать, если компания, которая такие услуги предоставляет, в принципе не занимается рекрутментом. «Я уверен, что после кризиса серьезное карьерное консультирование продолжит развитие», – говорит Оськин.