В минусе на $1 трлн

Расходы правительства США впервые в истории превысили доходы более чем на $1 трлн. Если бы не бюджетные вливания, экономика сегодня чувствовала бы себя гораздо хуже, полагают эксперты

Бюджетный дефицит США за первые девять месяцев финансового года (заканчивается в сентябре) составил $1,086 трлн, сообщил минфин страны. За аналогичный период 2008 финансового года дефицит был в 3,8 раза ниже – $285,85 млрд. В традиционно прибыльном июне дефицит составил $94,32 млрд; последний раз дефицит в этом месяце был в 1991 г., когда экономика также находилась в рецессии.

Причины роста бюджетного дефицита очевидны: падение налоговых поступлений как от компаний, так и от физлиц, сопровождающееся ростом расходов на пособия по безработице, стимулирование экономики и поддержку финансового и автомобильного секторов. Согласно майской оценке Белого дома, по итогам финансового года дефицит составит $1,84 трлн (в 2008 финансовом году – $459 млрд). Многие экономисты прогнозируют $2 трлн, отмечает Стивен Вуд, аналитик Insight Economics. Рост расходов в последнем квартале объясняется, в частности, ожидающимся резким увеличением выплат в рамках программы стимулирования экономики (из принятой в феврале программы на $787 млрд реально выделено лишь около $60 млрд, в основном в виде трансфертов региональным бюджетам и увеличения социальных пособий). Пока Белый дом занимался преимущественно спасением финансового сектора: по программе помощи финансовым институтам TARP с начала финансового года выделено $147,2 млрд, минфин также купил на $84,9 млрд ипотечные облигации национализированных в сентябре 2008 г. агентств Fannie Mae и Freddie Mac для поддержки сектора ипотечного кредитования.

«Если бы не фискальные стимулы, экономика и финансовый сектор сейчас были бы гораздо в худшем состоянии и бюджетный дефицит, возможно, был бы даже больше, чем сегодня», – говорит Роб Карнелл, главный международный экономист ING. Минторговли вчера сообщило, что розничные продажи выросли в мае второй месяц подряд – на 0,6% по отношению к апрелю, тогда как экономисты ожидали роста на 0,5%. Правда, статистика была неоднозначной: за исключением продаж автомобилей и бензина, продажи в ресторанах, магазинах, аптеках, на рынке жилья и проч. упали четвертый месяц подряд.

Финансировать бюджетный дефицит правительству США приходится за счет увеличения заимствований, однако рост госдолга пока не сильно беспокоит экономистов. Пока он не оказывает заметного влияния на рыночные процентные ставки. «Падение объемов кредитования в частном секторе позволяет минфину привлечь огромный объем средств по очень низким ставкам. Спрос на федеральный долг очень высок», – говорит Ян Нэтциус, главный экономист по США Goldman Sachs.

«Если сравнить задолженность США и других развитых экономик через 2–3 года, я не вижу серьезных проблем для Америки и для доллара, – говорит Карнелл. – У США отношение госдолга к ВВП будет примерно 105%, у еврозоны и Великобритании – немногим меньше: около 90%. Доллар даже может укрепиться на ожиданиях, что экономика США первой выйдет из рецессии». На прошлой неделе МВФ улучшил прогноз по ВВП США с -2,8% до -2,6% в 2009 г. и с 0 до 0,8% в 2010 г. Фонд при этом ухудшил прогноз по еврозоне с -4,2% до -4,8% в 2009 г., оценка на 2010 г. изменилась незначительно: с -0,4% до -0,3%.

«Доллар – очень слабая валюта, если не считать всех остальных», – полагает инвестор Джордж Сорос. В глобализованной экономике ни одна страна не хочет, чтобы ее валюта была сильной, добавляет Дэвид Фуллер, издатель инвестиционного бюллетеня Fullermoney.

Министр финансов США Тимоти Гайтнер пытается снять беспокойство инвесторов, опасающихся, что ослабление доллара, рост дефицита и госдолга США могут дестабилизировать международную финансовую систему и снизить стоимость резервов стран. «Мы настроены сделать все, чтобы по прошествии кризиса сократить бюджетный дефицит и масштабное вливание ликвидности, предпринятое для стабилизации финансовой системы», – заявил он вчера. По прогнозу Белого дома, в 2010–2011 ф. г. дефицит составит $1,26 трлн и $929 млрд соответственно.