Без пафоса и уныния

Выставка Даниэля Митлянского в Академии художеств – это групповой портрет советской интеллигенции, созданный достойнейшим ее представителем
А. Гуров

В нескольких залах Академии художеств собраны работы скульптора Даниэля Митлянского, сделанные им в последние 20 лет жизни, оборвавшейся три года назад.

Открывает выставку модель памятника «Реквием 1941 г. Моим одноклассникам, погибшим на войне» – пять тонких фигур ангелоподобных юношей в военных пилотках и шинелях не по размеру. Эта камерная композиция была установлена без малого 40 лет назад на фасаде московской школы и стала лирическим – и по сей день редчайшим – памятником-мемориалом, принципиально антимонументальным, не славившим героев войны, а поминающим ее жертвы, невинно убиенных. Митлянский и сам воевал.

Пафос, который в сознании Митлянского и людей его поколения и круга ассоциировался с официальной советскостью, был, однако, совсем не чужд скульптору. Серию крупных скульптурных портретов художников и писателей он назвал вызывающе многозначительно – «Вы соль земли», хотя Юрий Норштейн и Алесь Адамович в конце восьмидесятых, когда они стали моделями для Митлянского, еще были относительно молоды и не забронзовели. Он и сделал их не в патетической бронзе, а в демократичной керамике, раскрасив бюсты яркими красками, что сделало их отдаленно похожими на классическую греческую скульптуру, тоже когда-то наивно крашенную.

Кроме керамики Митлянский много работал с деревом и библейские сюжеты «Исход» и «Блудный сын» решал в манере русской религиозной деревянной скульптуры, хотя его герои все равно не народные и не библейские – это та же самая растерянная в новых обстоятельствах, но всегда готовая искать верный, честный жизненный путь интеллигенция. Так что в разномастных фигурах его «Исхода» явно видна готовность идти как угодно долго, не зная куда, но с надеждой и весело, с песней Булата Окуджавы.

Другая большая серия Митлянского называется «Моя сладкая Европа» – это немного гротескные, тоже ярко раскрашенные скульптуры молодых и молодых душой людей, свободных и жизнерадостных.

Стремление к свободе и оптимизм, а вовсе не уныние и снобизм, как теперь почему-то принято считать, были как раз отличительными чертами лучших людей послевоенной советской интеллигенции.

Один из редких памятников Митлянского в Москве, а он автор многих проектов памятников, так и оставшихся нереализованными, – это «Пронзенный Пегас», стоящий около Музея Сахарова. Крылатый металлический конь вознесся много выше металлических обломков постамента, символизирующих катастрофу. Памятник этот посвящен интеллигенции, жертвам тоталитаризма.

В советские времена Митлянский числился в художниках левых, прогрессивных, идеологически советской властью не ангажированных. Сегодня его скульптура может показаться старомодной только поверхностному зрителю. Митлянский был отличным скульптором, с собственной, узнаваемой, опирающейся на различные культурные традиции манерой.

И его эстетика неотделима от этики все той же интеллигентской. То есть, попросту говоря, видно, что все эти скульптуры создавал хороший человек – честный, смелый, совестливый, добрый. Такое вообще редко бывает, а в наше время и вовсе как будто не требуется, поэтому и высоко ценится.