Компания недели: General Motors


Избавившись от обязательств почти на $128 млрд, 16 ненужных заводов, поля для гольфа и дешевеющей недвижимости, когда-то крупнейший автопроизводитель мира за 40 дней прошел процедуру банкротства.

Последние пару лет General Motors (GM) боролась с догонявшей ее Toyota Motor за звание мирового лидера. Эта борьба проиграна: если из реализованных в 2008 г. 8,356 млн машин вычесть проданные или ликвидированные бренды Hummer, Saturn и Pontiac, останется 7,729 млн. Показатель еще больше снизится после того, как GM избавится от Saab (93 295 машин) и контрольного пакета в Opel/Vauxhall (1,503 млн). Toyota в 2008 г. выпустила 8,973 млн.

Вряд ли стоит сожалеть об утрате подобного лидерства. Кризис в очередной раз подтвердил правоту поговорки «больше – не значит лучше». Большие внедорожники американских автокомпаний перестали нравиться потребителям еще в первой половине десятилетия. Накупленные по всему миру автобренды стали обременением.

Политический вес автомобильной отрасли в целом и GM как индустриального гиганта в частности долго не давал самой компании и политикам в Вашингтоне взглянуть в лицо реальности – GM перестала быть эффективной уже давно. Ее машины все меньше нравились американскому потребителю, иностранные конкуренты построили в США более рентабельные – и по технологиям, и по затратам на рабочую силу – заводы. Все попытки что-то изменить в компании в последние годы не решали этих двух проблем. GM, когда-то занимавшая половину рынка США, теперь довольствуется 20%.

Ситуация сильно напоминает то, что происходит с «АвтоВАЗом». Впрочем, автопром (вне зависимости от его состояния) для многих правительств является предметом особенной заботы. Совокупные мощности мирового автомобильного сектора составляют 86 млн машин в год, а продажи упали с 70 млн в 2007 г. до 56 млн в 2008 г. Кризис предоставил возможность сократить избыточные мощности, но правительства, помогающие автокомпаниям, ею пренебрегли. GM ценой $60 млрд кредитов от правительств США и Канады и огромных уступок со стороны работников по крайней мере избавилась от 16 заводов, оставив себе 34.