Пенсионная система: Квадратура круга


Пять лет я соблюдал мораторий на обсуждение вопросов реформирования пенсионной системы, считая, что не стоит мешать действовать тем, кто отвечает за это многотрудное дело. Однако сейчас ситуация стала настолько сложной, что молчать уже нельзя. Мы находимся на серьезном водоразделе, и от наших решений будет, не побоюсь этих слов, зависеть судьба будущих поколений.

В процессе принятия сейчас находятся два законопроекта – «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты...» – в связи с принятием закона о страховых взносах. Необходимость принятия этих законопроектов очевидна. Пенсионная система нуждается в модернизации, ее дефицит стремительно нарастает, коэффициент замещения падает. Пенсии низки. Практически не работает накопительная часть пенсии... Недостатки можно перечислять и перечислять.

Перед властью стоит задача, сопоставимая по сложности с квадратурой круга: как одновременно нарастить пенсии и сократить дефицит пенсионной системы? В проектах законов предложено много разумных шагов. Прежде всего это отмена ЕСН. Подобно тому как морская свинка не морская и не свинка, так и единый социальный налог не единый, не социальный и не налог. У него отсутствует один из основных признаков налога – индивидуальная безвозмездность. Он создает серьезную налоговую нагрузку на бизнес, практически не обладает стимулирующим эффектом и не побуждает организации и физические лица формировать пенсионные накопления и страховые фонды. Поэтому предлагаемый переход к страховым взносам можно только приветствовать. Логичный шаг – исключение из системы нестраховых пособий и выплат для отдельных категорий получателей. Повышение размеров пенсий также разумный и логичный шаг. Но предлагаемые меры непоследовательны и недостаточны.

Цена вопроса очень высока. Предлагается увеличить на 8 процентных пунктов номинальную налоговую нагрузку на фонд оплаты труда (реальная процентная ставка увеличивается на 7%). Это очень тяжелое решение, особенно сейчас. В отличие от середины 90-х гг., когда огромная часть заработной платы платилась по черным и серым схемам, сейчас, после резкого снижения налогов на фонд оплаты труда, подавляющая часть заработной платы выплачивается вбелую. Поэтому налоговый удар будет очень сильным (увеличение налоговой нагрузки составит примерно 1,6% ВВП), часть предприятий его не выдержит, многие снова начнут использовать серые схемы. Тяжело придется некоммерческим организациям. Для многих малых и средних предприятий налоговая нагрузка возрастет в 2,5 раза. Важно, что увеличение серьезно различается в зависимости от годовой заработной платы работника и достигает максимума при величине ее в 415 000 руб. Наименее пострадают от этого решения традиционные отрасли экспортного сырьевого комплекса, а более всего – инновационные отрасли. Это приведет к дополнительному росту безработицы и снижению конкурентоспособности наших предприятий. Снизятся доходы региональных и местных бюджетов. Результатом может стать потеря минимум 1–2% ВВП.

Но решена ли будет поставленная задача? Увы, нет. Уже в 2010 г. расходы федерального бюджета на выплату пенсий за счет валоризации и увеличения размера базовой пенсии вырастут на 1,6% ВВП при дефиците собственно пенсионной системы в 4% ВВП. Расчеты показывают, что, несмотря на радикальное увеличение налоговой нагрузки с 2011 г., коэффициент замещения уже через 8–10 лет снизится до нынешнего уровня, а дефицит бюджета Пенсионного фонда, покрываемый за счет федерального бюджета, снова может составить от 1,5 трлн до 2,5 трлн руб. И эти цифры еще занижены, так как весь опыт прошлых лет показывает, что пенсии всегда повышались более высокими темпами и в большем размере, чем первоначально планировалось. При этом нужно учитывать психологические последствия валоризации. Она относительно увеличивает размеры пенсий лиц с максимальным стажем по сравнению с лицами с максимальным заработком. Гарантированно начнется атака «обиженных» социальных групп, например северян.

Дорогостоящие новации 2010 г. отменить впоследствии будет нельзя, и они тяжелым грузом лягут на пенсионную систему. Довольно легко спрогнозировать дальнейший ход событий. После серьезного роста пенсий в 2010 г. очень сложно будет сдержать рост ожиданий в 2011 и 2012 гг. Следовательно, можно предположить, что рост пенсий и расходы федерального бюджета окажутся выше запланированных. В дальнейшем, когда коэффициент замещения начнет снижаться, будут сделаны попытки его сохранения хотя бы на уровне 30%, а это приведет к практически двукратному росту доли расходов пенсионной системы в ВВП. Будет сделана попытка поднять страховой тариф еще на 8 процентных пунктов. Повысятся и налоговое бремя, и дефицит бюджета. Потребуется серьезное ограничение иных бюджетных расходов.

Поэтому предлагаемые изменения следует рассматривать только как начало пути. Попробуем разобраться, в каком направлении действовать дальше. Сейчас, в ходе кризиса, солидарные пенсионные системы вроде бы стали выглядеть предпочтительнее накопительных. Но на самом деле солидарные системы в развитых странах обречены. Ни одно развитое государство уже к середине века не сможет сохранить действие таких систем. И виной тому прежде всего демография. Когда Бисмарк основал пенсионную систему Германии, то на 100 работающих приходилось три пенсионера. Примерно такая же ситуация наблюдается сейчас в Мексике. Совсем хорошо Китаю, но даже там, подсчитав, что у них скоро будет 450 млн пожилых пенсионеров, крепко задумались. Страны Европы одна за другой стремительно проходят путь от трех работающих на пенсионера к 1,5. России тяжелее всех. Помимо общего сокращения численности населения нас ждут негативные изменения в структуре населения. Не следует обольщаться наметившимся ростом рождаемости. Впереди резкое уменьшение количества женщин детородного возраста за счет очередной демографической волны, что неминуемо вызовет снижение рождаемости. На протяжении следующих 15 лет ежегодно будет выходить на пенсию на 700 000–800 000 человек больше, чем вступать в трудовую деятельность. Вторая подобная волна начнется примерно в 2037 г. Ожидается долгожданный рост средней продолжительности жизни и периода дожития. Это приведет к росту количества пенсионеров. Все большее количество граждан приобретает право на досрочную пенсию. В результате совокупности факторов мы получим более чем двукратное увеличение соотношения числа лиц старше трудоспособного возраста и трудоспособного возраста. В конце концов мы придем к равенству количества работающих и пенсионеров.

Боюсь, что это приведет к на первый взгляд очевидной реакции – повышению ставок и введению прогрессивной шкалы страховых тарифов и полному отказу от накопительной системы. Эти меры приведут вначале к серьезному росту поступлений в пенсионную систему, создадут на несколько лет иллюзию решения проблемы, но в перспективе приведут к полному краху, когда экономика просто не справится с гигантской пенсионной нагрузкой.

На наш взгляд, необходимо окончательно разделить пенсионную систему на две части – для тех, кто уже сформировал пенсионные права, и тех, кто начинает трудовую деятельность. Для нынешних поколений пенсионеров это должно означать, что государство полностью берет на себя обязательства по выплате достойных индексируемых размеров пенсии из федерального бюджета. Для новых поколений должна быть полностью отменена базовая пенсия. Эти поколения должны будут формировать свои накопительные пенсии сами и за счет работодателей. Если по достижении 65 лет они не смогут сформировать пенсионный капитал, позволяющий им получать доходы выше установленного уровня, то приобретут право на получение социального пособия по нуждаемости.

Для стимулирования накопления средств гражданами необходимо будет увеличить софинансирование со стороны государства и предприятий и применить соответствующие налоговые льготы. В целях обеспечения роста коэффициента замещения можно будет использовать доходы от приватизации и часть доходов от нефтегазового комплекса.

Нуждается в реформировании и система управления фондами. Сейчас она непрозрачна. Деньги поступают на счета фондов и могут быть потрачены в соответствии с бюджетом фонда на цели, не связанные с конкретным видом страхования. Фонды должны быть полностью освобождены от нестраховых расходов. Средства должны поступать непосредственно в бюджеты конкретных видов обязательного социального страхования, а не в бюджеты фондов как таковых. Правления фондов должны стать руководящими органами фондов, определяющими их тарифную и бюджетную политику. В составе правлений на паритетной основе должны быть представлены три стороны социального партнерства: государство, работодатели и профсоюзы.