Бизнес и общество: Бизнес без партии


Как хотелось бы, чтобы наше дело было правым. Чтобы бизнес получил хоть и небольшое пока, но представительство в парламенте. Чтобы развитие бизнеса и защита его интересов были не случайным, а систематическим делом какой-нибудь из действующих партий. Если возьмем для примера партию «Правое дело», которая содержательно должна была бы представлять интересы бизнеса, то мы увидим разлад, а не консолидированную позицию.

Выборы в Московскую городскую думу, которые должны пройти осенью, могли бы стать хорошим поводом для соглашений и компромиссов. Но руководители партии не сумели договориться ни о составе предвыборного списка, ни о программе, с которой можно было бы пойти на эти выборы. А между тем у потенциального электората множество проблем: коррупция, беззаконие, отсутствие правосудия, отсутствие идеологии экономического развития страны, модернизация, инфраструктура. Но партия занята спорами, не имеющими отношения к реальным нуждам избирателей.

Партии слышны только до выборов, все остальное время электорат не мешает работе депутатов. Накануне выборов в Госдуму «Справедливая Россия» брала на себя много социалистических обязательств, но только сегодня в Кремле принято решение подключить «Справедливую Россию» к законотворческому процессу. За два года в Госдуме партии эсеров не удалось подобраться к своему прямому предназначению.

Я уверена, что у партии бизнеса, кто бы ни взял на себя эту ответственность, огромные задачи. Это должна быть партия смелых, партия, защищающая частную собственность, партия, приоритетом для которой являются интересы развития бизнеса. В кризис только предприниматели, только собственники могут вытянуть страну на себе. Но им противостоит другая партия – партия силовиков, партия правоохранителей, у которой противоположные задачи.

Четкость позиции сегодня нужна как никогда. Я устала от размытых формулировок, от неясных задач, от отсутствия стратегии и движения вперед. Развивая свой бизнес, свое производство, хочется понимать, что ты кому-то нужен, что твое дело правое, что ты не преступник, зарабатывающий ровно до тех пор, пока не заметили. Бизнесмены не политики, но отсутствие политического представительства делает положение бизнеса маргинальным, делает бизнес действующим вне поля интересов общества, интересов какой-либо партии. Во власти много бизнесменов, но это не делает поддержку предпринимательства государственной политикой. Если у политической партии накануне выборов в октябре возникает вопрос, какова будет стратегия на выборах, это значит, что партии нет.

Читатель газет, т. е. будущий избиратель, просто фиксирует для себя очередную борьбу за кресла партийных функционеров. А для этого вполне хватает «Единой России». Я не пойду на выборы в октябре, если буду знать, что отдаю свой голос за кресло для Титова или Гозмана. Я пойду на выборы за идеологию, за стратегию, за веру в будущее, за движение вперед. Я пойду на выборы, если увижу, что за словами-обещаниями будут действия. Я пойду на выборы и буду действительно выбирать, если буду знать, что для людей, которым я поверила, выборы – это возможность воплощать в жизнь свои предвыборные тезисы, возможность что-то изменить.

Настоящие выборы – это соревнование, турнир. Побеждает действительно сильнейший. Самый тренированный, самый работоспособный, самый харизматичный. «Правое дело» могло бы стать таким. При твердости, при приверженности, при желании служить бизнесу. Если бы не получилось, можно было бы умереть красиво. Компромисс всегда рождает недоверие. Недопустимо выходить на публику при несогласованной позиции руководителей. Нельзя публично спорить о том, чем партия будет заниматься. Странно слышать от тех, кто будет представлять бизнес, что 7% голосов – это предел мечтаний. Предпринимателей в России много, но уж слишком острые и реальные проблемы сегодня у них. Их сажают, разоряют, закрепляя коррупцию решениями суда. Но будущие парламентарии не берутся за сложную задачу служить им. А маленькие ожидания рождают маленькое дело. Вряд ли оно правое.