Глагольная форма

Энтони Гормли, очень известный британский скульптор, показал в «Гараже» художественные останки здравствующих ньюкасльцев – мужчин и женщин, малышей и старцев
С.Портер

Основатель Центра современной культуры «Гараж» Дарья Жукова, а именно так ее официально представляют, подчеркнула на пресс-конференции по поводу открытия выставки скульптора Энтони Гормли, что задача основанной ею организации – поддерживать самое лучшее современное искусство.

«Поле притяжения» – третья крупная выставка в «Гараже». В отличие от первых двух она показывает, может быть, не самое лучшее современное искусство, но известный проект очень известного британского скульптора. Причем в момент очередного взлета его популярности.

Сейчас в Лондоне на Трафальгарской площади отобранные Гормли добровольцы по часу стоят на постаменте около колонны Нельсона. За 100 дней туда заберутся 2400 человек. Гормли уверяет, что так «тело становится метафорой, символом и позволяет нам размышлять о несходстве, уязвимости и особенностях индивидуума в современном обществе». Сами же добровольцы не всегда осознают, зачем хотят побыть живым памятником. В момент, когда пишутся эти слова, скучно стоящую на постаменте женщину сменил фриковатый парень, водрузивший на голову красный телефон, – прямую трансляцию сочинения One And Other можно увидеть на сайте проекта.

«Поле притяжения» Гормли осуществил четыре года назад, и этот проект еще не был так радикален, как нынешний. В нем тоже участвовали добровольцы – 287 жителей Ньюкасла от полутора до восьмидесяти пяти лет, с тел которых были сняты слепки, а на их основе спаяны скульптуры из стальных кусочков. Так что в отличие от «Одного и другого» «Поле притяжения» (Domain Field) оставило весомый физический след.

Для большой компании железных человечков в «Гараже» выгородили специальное место, такое, что зрителям среди скелетообразных скульптур ходить затруднительно. Впрочем, Гормли так не считает – когда корреспондент «Ведомостей» обеспокоилась, не тесно ли толпе в загоне, скульптор, самолично расставивший останки ньюкасльцев, ответил, что в самый раз.

Гормли долго объяснял, как надо воспринимать его творение. Не эстетически – сами по себе скульптуры не имеют ценности, они обретают смысл только во взаимоотношениях с публикой: что зритель в них увидел, то они и значат.

Еще Гормли объяснил, что его искусство – это глагол, а не существительное, событие, а не вещь. Он начал свою карьеру почти сорок лет назад, но успеха достиг только тогда, когда в его проектах пластические достоинства скульптур стали играть все меньшую роль, а процесс их создания становился все сложнее, массовее и медийно привлекательнее. В конце концов он дошел до One And Other, где обошелся и вовсе без скульптуры, только выдумкой.

В «Поле притяжения» еще видно существительное – это вещь, сделанная очень одаренным скульптором. Как ни условны и однообразны выставленные фигуры, в этой арматуре сохранились следы индивидуальных людских тел с их милыми особенностями и простительными изъянами. Но именно человеческое тут оказывается лишним. Немного печально, но таково современное искусство.