Замена «России»

Петербургские власти угрожают «Ростехнологиям» созданием собственной авиакомпании. Она появится, если ГТК «Россия» покинет аэропорт «Пулково»
Д. Гришкин

ФГУП «ГТК «Россия»

Авиакомпания. Финансовые показатели (2008 г.): Выручка – 26,8 млрд руб., Убыток – 2,35 млрд руб. В 2008 г. перевезла 3,5 млн человек.

В Петербурге может появиться новая авиакомпания, которая будет базироваться в аэропорту «Пулково», заявила губернатор Валентина Матвиенко. Нынешняя базовая для «Пулково» авиакомпания – ГТК «Россия» может стать частью авиахолдинга «Росавиа», который создают правительство Москвы и корпорация «Ростехнологии».

Вопрос о создании в Петербурге новой авиакомпании будет обсуждаться в том случае, если ГТК «Россия» после вхождения в холдинг «Росавиа» не будет базироваться в «Пулково», а большую часть самолетов переведет в Москву, объяснил председатель комитета по транспортно-транзитной политике Николай Асаул. Пока, по его словам, «это теоретический вопрос»: до формирования окончательной концепции развития ГТК «Россия» вопрос о новой авиакомпании обсуждаться не будет. Матвиенко напомнила, что весной договорилась с «Ростехнологиями» оставить «России» петербургскую прописку. При этом правительству города после акционирования ГТК может достаться блокирующий пакет ее акций, добавила она.

Что заставляет петербургские власти думать, что эти договоренности могут сорваться, чиновники администрации не говорят. В качестве одного из ранних вариантов рассматривалась схема переноса большей части рейсов «России» в Москву, а «Пулково» оставалась только вспомогательная роль тупикового аэропорта, рассказал источник, близкий к ГТК. Теперь же городские власти не могут добиться от «Ростехнологий» ответа, как «Росавиа» планирует развивать перевозки из Петербурга, признался «Ведомостям» высокопоставленный петербургский чиновник. А ведь доля «России» в пассажиропотоке «Пулково» и так снизилась за последние несколько лет с 70% до 45%, замечает руководитель Северо-Западного управления воздушного транспорта Виталий Халиков.

В конце июня петербургские власти подвели итоги конкурса на право реконструкции и управления «Пулково». Его выиграл консорциум ВТБ и немецкой Fraport, который пообещал инвестировать $1,4 млрд в строительство нового терминала в обмен на право управлять им 30 лет. Благодаря этому, по расчетам петербургской администрации, к 2025 г. пассажиропоток аэропорта вырастет с нынешних 7 млн человек в год до 20 млн. Но без базовой авиакомпании увеличить пассажиропоток невозможно, отмечает чиновник петербургского правительства.

Однако создание альтернативной «России» компании займет не менее пяти лет, считает Халиков: столько времени нужно для получения всех лицензий и разрешений. Нужны и инвестиции в сотни миллионов долларов, добавляет аналитик «Метрополя» Надежда Тимохова. Она считает, что региональный бюджет не сможет осилить закупку нескольких десятков самолетов – столько нужно, чтобы заменить «Россию».

Представитель «Ростехнологий» от комментариев отказался. А сотрудник госкорпорации успокаивает: никакой новой базовой авиакомпании «Пулково» не потребуется, все договоренности с петербургским правительством в силе.