Пятидневка для уцелевших

Конвейер Горьковского автозавода и нижегородские автокомпонентные производства снова будут работать пять дней в неделю. Объем производства не растет, но оставшимся после сокращений рабочим обещают докризисную зарплату
А. Белоусов

Группа ГАЗ вчера объявила о переходе нижегородской площадки к режиму пятидневной рабочей недели в одну смену. На такой режим переходит сборочное производство легковых, коммерческих автомобилей, грузовиков, а также производство автокомпонентов, уточнил представитель группы.

Группа ГАЗ

Автопроизводитель. Основной акционер – «Русские машины» Олега Дерипаски (61%). Выручка (2008 г., РСБУ) – 231,3 млрд руб., чистый убыток – 3,35 млрд руб.

До начала кризиса «Газели» и «Волги» традиционно собирали пять дней в неделю в две смены. С 19 января 2009 г., когда конвейер запустили впервые после новогодних праздников, завод из-за падения спроса работал три дня в неделю, персоналу сохранили две трети докризисной зарплаты.

Компания уверяет, что новый режим должен «обеспечить рабочих достойной зарплатой уровня докризисного периода». Таким образом, производственникам восстановят около трети прежнего жалованья. А зарплата руководителей, административных специалистов, служащих останется сокращенной (с осени 2008 г. – на 30%), говорит представитель компании. Компания среднюю зарплату на автозаводе не раскрывает. До кризиса она была 11 000–12 000 руб. в месяц, знает старший партнер кадровой компании Tom Hunt Владимир Якуба.

С октября 2008 г. по май 2009 г. численность работников нижегородской площадки группы ГАЗ (конвейер и производство автокомпонентов), по данным городского центра занятости, сократилась на 10 700 работников, из них 2000 уволены по сокращению штатов. По словам представителя группы ГАЗ, в июне 2009 г. на нижегородской площадке работали 30 000 человек. По данным центра занятости, в июле – августе с завода высвободится еще 6500 сотрудников, из них 60% – рабочие, остальные – инженеры.

ГАЗ не скрывает, что возвращает пятидневку на фоне так и не восстановившегося спроса. В июле и августе автозавод сохранит объемы производства на уровне июня – 5600 автомобилей, сообщает пресс-служба группы. В апреле, по ее данным, емкость рынка коммерческих автомобилей была на 20% ниже марта, в мае – на 12% ниже апреля. В январе – июне 2009 г. производство легковых автомобилей упало на 98,1% от уровня первого полугодия 2008 г., грузовых – на 79,1%, подсчитал Нижегородстат.

Поскольку объем производства не увеличивается, темп работы конвейера замедляют: он адаптирован к новому, менее интенсивному, чем трехдневка, режиму, объяснил представитель группы. Рабочие будут загружены, но будут работать медленнее, говорит директор московского офиса A.T. Kearney Евгений Богданов.

Возвращение к полной неделе стало возможным после активного сокращения затрат, цитирует пресс-служба председателя правления группы ГАЗ Сергея Занозина. Так, в первом полугодии 2009 г. себестоимость продукции группы снижена на 4,5 млрд руб., коммерческие расходы – на 48%, управленческие расходы – на 44%, дебиторская задолженность – на 45%.

Объем производства на уровне 5000 автомобилей в месяц позволяет, по словам Занозина, работать на безубыточном уровне. Фонд оплаты труда на предприятиях автопрома составляет 7–10% себестоимости, прибавка его на 33% для ГАЗа некритична, тем более что прошли заметные сокра Массовые сокращения на ГАЗе не могли не сказаться на общественном мнении. В июне нижегородский фонд «Открытая социология» выяснил, что 53% опрошенных жителей области выступают за радикальные меры – национализацию ГАЗа. Пятидневка и повышение зарплаты усилят лояльность оставшихся работников, а то, что с конвейера сходит по-прежнему мало автомобилей, рабочих не слишком волнует, считает Якуба. Решение отчасти снимет социальную напряженность на ГАЗе и во всем Нижнем Новгороде, говорит председатель совета фонда «Открытая социология» Сергей Красикова.