Большая перемена: По стопам Бернанке


О молодом канадском профессоре макроэкономики INSEAD Жане Бовине я часто слышал, что человек-то он хороший, но вот с обязанностями справляется, мягко говоря, не очень. Но совершенно неожиданно к концу курса он превратился в одного из любимцев сингапурского кампуса.

Возможно, именно в этом особенность его стиля преподавания, ведь и свой маленький секрет он раскрыл нам не сразу. Оказалось, что Бовин – один из учеников Бена Бернанке, нынешнего руководителя Федеральной резервной системы США, опубликовавший вместе с ним несколько научных работ.

Лично я и мечтать не мог, что в рамках университетского курса смогу получить ответ на, казалось бы, наивные вопросы: почему Бернанке уверен, что, заливая экономику деньгами, он сможет побороть рецессию и одновременно сдержать инфляцию? Получится ли у него задуманное?

Как бы ни была хороша школа, а рассчитывать, что именно тут знают, почему случился кризис и как долго он продлится, не приходилось. Тем удивительнее, что на один из своих вопросов я ответ все-таки получил.

Описать в одной колонке современную экономическую теорию в интерпретации школы Бернанке невозможно, но если бы меня попросили назвать два главных слова, то это, безусловно, – «Великая депрессия». Как ученый Бернанке известен в первую очередь своими работами о том времени.

По версии, которую изложил нам Бовин, неспособность ФРС в 30-х гг. накачать экономику деньгами стала одной из основных причин того, что фондовый кризис (очень похожий на события, происходившие на рынке акций и недвижимости в последние годы) превратился в катастрофу.

С 1929 по 1933 г. денежное предложение в США сократилось в 1,5 раза. Это приводило к снижению спроса и цен. Такое падение оказалось злом куда большим, чем инфляция. Доходы компаний сокращались, и они не могли расплатиться по кредитам, банки стали разоряться, а граждане урезали потребление (зачем покупать сегодня, если завтра будет дешевле). С каждым новым витком падения цен этот эффект усиливался – сокращение ВВП достигло 31%.

Вот эту ужасающую картину и пытается предотвратить Бернанке. Судя по данным, которые приводил Бовин, пока ФРС удается резко увеличивать денежную базу, не увеличивая столь же сильно денежное предложение. Поэтому экономика одинаково далека как от гиперинфляции, так и от дефляции.

Бовин уверен, что борьба Бернанке с кризисом будет успешной и единственное, что может помешать руководителю ФРС достигнуть своей цели, – это вмешательство политиков. Я лично надеюсь, что независимость американского ЦБ будет сохранена и я смогу собственными глазами убедиться в том, что теория, о которой рассказал нам Бовин, верна (или неверна). Сам же профессор тем временем решил пойти по стопам Бернанке. Он покинул стены INSEAD: в качестве специального советника его нанял центробанк Канады.