Для узкого круга

Трансфертные цены компаний с 2010 г. могут оказаться под пристальным контролем налоговиков. Новый механизм коснется меньшего числа компаний и сделок, утешают чиновники

Минэкономразвития подготовило проект поправок в Налоговый кодекс, меняющих механизм контроля за трансфертными ценами. Документ (есть у «Ведомостей») направлен в Минфин, сообщил замминистра экономразвития Станислав Воскресенский. Концепция поправок утверждена правительственной комиссией, знает замдиректора налогового департамента Минфина Сергей Разгулин, работа продолжится, на вторник запланировано заседание рабочей группы.

Доказывать в суде несоответствие цен рыночным у налоговиков не получается, констатирует директор департамента Минэкономразвития Сергей Беляков, и они называют расходы необоснованными или обвиняют компании в необоснованной налоговой выгоде: эффект контроля за ценами снижается, а размер претензий растет.

Например, «Русснефти» доначислили 20,5 млрд руб., назвав необоснованными расходы на трейдерскую наценку, но Высший арбитражный суд указал, что спор идет о цене, и претензии были снижены до 8,7 млрд руб. В кризис цены резко меняются, растет угроза претензий, говорит юрист многопрофильного холдинга, а ведь часто трансфертные цены нужны не для ухода от налогов, а чтобы создать центр прибыли для исполнения инвестпроекта либо привлечения кредита или чтобы замкнуть финансовые потоки на головной компании.

Поправки радикально сузят круг контролируемых сделок внутри России: это операции с взаимозависимыми лицами на сумму свыше 1 млрд руб. за год либо если сторона сделки платит НДПИ по адвалорной ставке (например, ГОКи), налог на вмененный доход или она резидент особой экономической зоны. Сейчас контролируются бартерные и внешнеторговые сделки между аффилированными лицами, а также любые операции компании при отклонении цены от других ее аналогичных сделок на 20%.

Во внешней торговле контролю подлежат: сделки между взаимозависимыми лицами; если контрагент зарегистрирован в стране из минфиновского списка офшоров; если предмет сделки – биржевой товар.

Смысл поправок – дать налоговикам широкие полномочия по применению этого инструмента, но к максимально узкому кругу лиц, говорит Воскресенский. Для этого пересматриваются и методы определения отклонения от рыночных цен, расширяется перечень информационных ресурсов, на основании которых налоговики могут проверять цены. «Налоговым органам придется создавать специальные отделы», – уверен Воскресенский.

В поправках учтена просьба РСПП о том, чтобы при пересмотре цен сделок происходила симметричная корректировка налоговой базы: если для одной стороны налог увеличен, для другой он уменьшится.

Замдиректора судебного департамента «ТНК-ВР менеджмента» Эдуард Годзданкер считает основной целью трансфертных исследований внешние сделки, особенно с сырьем, роялти и услугами. Поправки позволят компаниям заключать соглашения о ценообразовании (см. врез) на три года, говорит он: «Отношения с налоговиками будут более предсказуемыми».

Если цены вызовут подозрения у налоговиков, а сделка им неподконтрольна, то они по-прежнему смогут назвать расходы необоснованными, уверен партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин. Но суд может признать их действия незаконными, замечает Беляков.

Крупным компаниям придется смириться с увеличением документационной нагрузки, замечает партнер Deloitte Владимир Гидирим. Работать станет сложнее, согласна представитель МТС Ирина Осадчая, но новации можно рассматривать как вполне компромиссные.