Как вернуть миллиард

Генпрокуратура обещает помогать госбанкам возвращать крупные проблемные кредиты. Успешный опыт уже есть – Сбербанк получил почти $1 млрд, заявил генпрокурор Юрий Чайка
Генпрокурор Юрий Чайка спешит на помощь госбанкам/ Д.Гришкин

При участии Генпрокуратуры России Сбербанку возвращен почти $1 млрд, выделенных на кредитование одной из компаний, заявил генеральный прокурор Юрий Чайка после расширенного заседания коллегии Генпрокуратуры. Сбербанк обратился в Генпрокуратуру по поводу невозвращенного кредита, сказал Чайка, не уточнив имя должника.

Название этой компании «не на слуху», уверяет сотрудник Генпрокуратуры. Но ни там, ни в Сбербанке его не назвали. Более того, представитель Сбербанка даже не стал подтверждать этот случай, отказавшись от комментариев. «Есть решение о том, что должник вернет кредитору активы на $630 млн в рамках погашения кредита», – пояснил сотрудник Генпрокуратуры. «Все решилось без применения богатого арсенала средств принуждения (вплоть до уголовного преследования)», – отметил он.

В марте при Генпрокуратуре была создана межведомственная рабочая группа по противодействию преступлениям в экономической сфере из сотрудников Генпрокуратуры, МВД, ФНС, Росфинмониторинга и Центробанка, а также представителей Сбербанка, ВТБ, ВЭБа и Россельхозбанка. Представители ВТБ и Россельхозбанка подтвердили, что банки принимают участие в работе группы, но отказались от дальнейших пояснений.

«Межведомственная группа создана для защиты государственных средств, которые выдаются через госбанки компаниям», – пояснил представитель одного из банков – участников группы. Если возникают сложности с возвратом крупного кредита либо есть признаки вывода заложенных активов с баланса компании-заемщика, банк подключает Генпрокуратуру, продолжает банкир. Это, по его словам, для особых случаев, потому что по различным эпизодам почти все банки обращаются с заявлениями в правоохранительные органы на местах, в том числе и в прокуратуру.

Такие обращения приносят пользу, а вот о работе и тем более о результате контроля Генпрокуратурой за крупными кредитами, особенно про проблемный кредит Сбербанка на $1 млрд, слышать не доводилось, говорит куратор корпоративного блока в крупном частном банке. «Получается, по крупным кредитам для госбанков Генпрокуратура выполняет роль коллектора», – отмечает банкир.

«В регионах пора делать подобные штабы с участием банков, прокуратуры, администраций и МВД, чтобы разбираться с кредитами на местах», – взывает председатель совета Ассоциации региональных банков «Россия» Александр Мурычев. Пока же суды завалены исками банков к должникам, просрочка растет, прогнозы еще хуже, а выносить решения суды не торопятся, вздыхает Мурычев: причина и в нечеткости законодательства, и в нежелании создавать социально болезненные прецеденты (особенно когда речь идет о заемщиках – частных лицах), а также в затягивании процессов встречными исками. «Чем больше будут говорить про такие успехи прокуратуры, про «посадки», тем больше мошенники будут бояться. Это даст профилактический эффект», – считает предправления Совкомбанка Николай Журавлев.