Курманбек Бакиев: Курманбек Бакиев - от "революции тюльпанов" до кланового переворота

Вчера ЦИК Киргизии официально признал Курманбека Бакиева победителем президентских выборов. Он был переизбран на пост президента на пять лет при поддержке 76% избирателей, но оппозиция его победу не признала, а Запад подверг критике его избрание. В Киргизии к Бакиеву относятся неоднозначно. Начав путь к президентству в качестве оппозиционера бывшему главе страны Киргизии Аскару Акаеву, Бакиев быстро отказался от своего оппозиционного прошлого. Его бывшие соратники обвиняют его в том, что он олицетворение того, в чем сам обвинял своего предшественника

В победе на нынешних выборах Курманбека Бакиева никто не сомневался задолго до старта предвыборной гонки. Еще в феврале президент заверил сограждан: «У меня есть право на два срока, и я их отработаю». В марте конституционный суд перенес выборы с весны 2010 г. на это лето. Оппозиция оказалась не готова к переносу предвыборной кампании и заявила, что это, а также назначение выборов на будний день увеличивает шансы на низкую явку и дает властям больше возможностей для манипуляций со списками. Явка, впрочем, оказалась высокой – почти 80% избирателей. А о фальсификациях основной соперник Бакиева Алмазбек Атамбаев начал говорить еще до дня голосования, а в день выборов вместе с еще одним претендентом на пост президента – врачом-наркологом Женишбеком Назаралиевым объявил об отказе участвовать в выборах и отзыве с участков своих наблюдателей.

Эксперты уверены, что оппозиция проиграла бы в любом случае: на стороне президента был административный ресурс, больший доступ к эфиру и значительные финансовые ресурсы. По данным ЦИК, избирательный фонд Бакиева составил $874 000, фонд Атамбаева – всего $189 500. «Никакой интриги на этих выборах нет: Бакиев давно раздавил всех конкурентов, а оппозиция так и не смогла организованно ему противостоять», – говорил накануне дня выборов эксперт Центра Карнеги Алексей Малашенко. Даже на идеальных выборах Атамбаев получил бы максимум 20% – обвинения в фальсификациях стали попыткой оппозиции сохранить лицо и работой на будущее: нынешний срок для Бакиева – последний по закону, соглашался вице-президент Центра политтехнологий Сергей Михеев.

Первый политический опыт

Курманбек Салиевич Бакиев родился в 1949 г. в Джалалабадской области – на юге Киргизии. «Родители дали мне имя Курманбек, потому что это имя батыра, объединившего кыргызские племена. И для меня возрождение идеи братства и взаимовыручки – главная задача», – рассказывает сам президент на своем официальном сайте.

Бакиев в 1978 г. окончил Политехнический института в Куйбышеве (ныне Самара) по специальности «ЭВМ». Там он познакомился со своей будущей женой (сейчас у них двое детей). А работать начал еще будучи студентом. Сначала электромехаником 5-го разряда, затем инженером-электриком на заводе в Куйбышеве. В конце 1970-х гг. он перевез семью в Киргизию, где стал директором завода штепсельных разъемов в Джалалабаде. Сам Бакиев считает, что его карьера началась в 1985 г., когда он стал директором завода «Профиль» Министерства электронной промышленности СССР в городе Кок-Янгак. «Когда впервые стал руководить предприятием, я понял, как много идей можно реализовать с целеустремленными людьми», – вспоминает президент тот период.

В 1990 г. он ушел с завода и в последующие десять лет уверенно шел по политической лестнице. К 1995 г. он уже был главой администрации Джалалабадской области, а затем возглавил администрацию Чуйской области. Это было довольно нетипично для Киргизии, где к середине 1990-х гг. на политическом Олимпе сложилось практически абсолютное доминирование северян, особенно уроженцев Кеминского района Чуйской области – родины президента Аскара Акаева.

В декабре 2000 г. Курманбек Бакиев был назначен премьером Киргизии. Но не продержался на этом посту и полутора лет. В марте 2002 г. в Аксыйском районе Джалалабадской области местные жители вышли на демонстрацию. Формальным поводом стал арест председателя парламентского комитета по судебно-правовым вопросам Азимбека Бекназарова. После жесткого подавления демонстрации силами полиции несколько районов Киргизии накрыла волна акций протеста. Протестующие требовали наказания виновных, денонсации договора о передаче Китаю спорной территории Узен-Куш и отставки правительства и президента. Вскоре после аксыйских событий Бакиева отправили в отставку. Тогда в Киргизии ходили слухи, что он просил президента Аскара Акаева вновь назначить его губернатором Чуйской области, но Акаев ему отказал. С тех пор Акаев и Бакиев оказались по разные стороны баррикад.

Из революционеров в президенты

В 2004 г. Бакиев возглавил «Народное движение Кыргызстана» и в том же году заявил о намерении баллотироваться на пост президента. В начале 2005 г. в Киргизии прошли парламентские выборы, но оппозиция, одним из лидеров которой был на тот момент Бакиев, их не признала. Это спровоцировало массовые антиправительственные выступления. Они начались на родине Бакиева – юге Киргизии – под лозунгом отмены результатов выборов. Вскоре к требованиям добавилась отставка президента Акаева, а сами протесты перекинулись на Бишкек.

Основные события, вошедшие в историю как «революция тюльпанов», развернулись в ночь с 24 на 25 марта 2005 г. Мирная демонстрация, одним из лидеров которой был Бакиев, двинулась к Дому правительства – сотрудники МВД беспрепятственно пропустили колонну митингующих. Беспорядки внутри Дома правительства удалось прекратить лишь спустя несколько часов, когда все что можно уже было вынесено мародерами. Акаев и члены его семьи успели покинуть Дом правительства за несколько минут до штурма. Последний приказ изгнанного президента – не применять силу. Он покинул Бишкек и отправился в Москву.

25 марта киргизский парламент назначил Бакиева и. о президента и премьера. Москва отреагировала на происходящее в Киргизии довольно спокойно. «Это результат слабости власти и накопленных социально-экономических проблем в стране», – сказал тогдашний президент Владимир Путин. В начале апреля новые власти начали переговоры об официальной отставке Аскара Акаева, он согласился уйти в обмен на ряд гарантий ему и его семье.

На 10 июля 2005 г. в Киргизии были назначены новые президентские выборы. Одним из главных фаворитов считался давний соратник Бакиева Феликс Кулов, но в мае он взял самоотвод, сообщив о договоре с Бакиевым: если Бакиева изберут президентом, пост премьера он отдает Кулову. Кулов же должен был получить контроль над экономикой и финансами страны, а в ведение президента перейдут силовой блок и внешняя политика. Передача силовику Кулову, в прошлом возглавлявшему МВД и министерство нацбезопасности, экономического блока, который был бы больше по плечу Бакиеву, выглядела странно. Но многие в стране тогда сочли, что тандем Бакиева, пользующегося поддержкой южан, и Кулова, популярного на севере и в Бишкеке, – лучший рецепт для спасения Киргизии от раскола. Даже Акаев в одном из интервью тех лет признал, что этот тандем – «безусловное благо, это компромисс между политическими элитами, между севером и югом».

Недолговечный тандем

Тандем, впрочем, просуществовал недолго. Противоречия между президентом Бакиевым и премьером Куловым наметились в первые дни. Победив на выборах, Бакиев тут же заявил, что большинство министров сохранят свои посты, а Кулов хотел большую часть министров отправить в отставку. В январе 2006 г. Кулов обвинил правоохранительные органы республики в потворстве криминалу и организованной преступности, Кулов лично возглавил операцию по обезвреживанию ряда преступных группировок. В СМИ прошла серия публикаций о том, что недавняя революция осуществлялась на деньги криминальных авторитетов, потому-то Бакиев и смотрит сквозь пальцы на оргпреступность. В ответ Бакиев обвинил парламент в нагнетании политической напряженности, а через неделю сообщил о намерении внести поправку в конституцию, которая ликвидирует пост премьер-министра и передаст его обязанности в ведение президента. Кстати, уже через пару месяцев президент показал, что упорные слухи о его связях с криминалитетом не лишены оснований. В апреле 2006 г. криминальный авторитет Киргизии Рысбек Акматбаев собрал в центре Бишкека митинг с требованием предоставить ему возможность занять место депутата парламента. Бакиев, выйдя к нему, обещал разобраться в этом деле – и буквально на следующий день верховный суд рассматривал его дело, вынеся вердикт, позволивший Акматбаеву бороться за депутатский мандат.

Клан Бакиевых

С ноября 2006 г. Киргизию то и дело сотрясали митинги и акции протеста в знак недовольства политикой Бакиева. В одном из обращений к нации осенью 2006 г. Бакиев отметил, что к революции привела «узурпация власти одним человеком, его семьей и их окружением, которые ставили свои корыстные цели выше целей народа и страны». Но в последующие месяцы в народе заговорили, что на смену семье Акаевых попросту пришла семья Бакиева, причем более многочисленная – у Бакиева двое сыновей и семеро братьев. Один из них – Марат Бакиев стал послом в Германии, другой – Адыл Бакиев уехал торговым представителем Киргизии в Китай. Жаныбек Бакиев, сначала возглавивший управление транспортной милиции при МВД, в 2008 г. стал руководителем службы государственной охраны. «Произошел всего лишь верхушечный клановый переворот. Это захват семейного бизнеса Акаевых кланом Бакиевых. Сын Бакиева Марат, сотрудник СНБ, в свои 30 лет занял вакантную должность Майрам Акаевой и Айдара Акаева (супруга и сын президента Акаева), распоряжаясь всем административным ресурсом, даже не выходя, собственно, из своего кабинета, продает должности заинтересованным лицам. Такой наглости не мог себе позволить даже всеми проклинаемый Айдар», – писал в том году киргизский аналитик Акыл Стамов.

Бакиев видел, что нарастающий конфликт с Куловым угрожает его власти, и решил создать условия, при которых полный контроль за ситуацией в стране будет в его руках. Бакиев принял новую конституцию, закрепившую систему голосования по партийным спискам: победившая партия должна формировать правительство. Осенью 2007 г. Бакиев проводит всенародный референдум по новому проекту конституции, которая вводит систему формирования парламента по партийным спискам (ее одобряет более 70% населения), а параллельно в срочном порядке создает партию «Ак-Жол» («Светлый путь»). По итогам выборов в парламент в декабре 2007 г. она получает большинство. Оппозиция и многие независимые наблюдатели говорили тогда, что в реальности «Ак-Жол» получила не более 20%, а победителем стала оппозиционная «Ата-Мекен». Но ЦИК уверенно присудил победу пропрезидентской партии, пожертвовав незначительным числом мест в пользу умеренных по отношению к Бакиеву партий.

Торг уместен

За период правления Бакиева Киргизия столкнулась с острейшим энергетическим кризисом и оказалась в списке наиболее коррумпированных государств в мире. Еще в 2007 г. внешний долг Киргизии приближался к 70% ВВП. Порой для решения проблемы нехватки денег парламент страны предлагал весьма неординарные меры. Так, пару лет назад один из депутатов предлагал «пару-тройку лет» сеять в Киргизии опиумный мак – в этом случае, уверял депутат, испуганные международные финансовые институты сами предложат погасить долг страны. Другой народный избранник выступал за дипломатическое признание Турецкой республики Северного Кипра – в обмен на погашение Турцией внешнего долга Киргизии. Местная газета «МСК-онлайн» предлагала выплатить долг перечислением всеми гражданами Киргизии в спецфонд зарплаты за месяц. К помощи граждан для решения вопроса долгового бремени всерьез хотело прибегнуть и правительство. В конце 2007 г. кабинет министров выступил с инициативой открыть «народный» счет в национальном банке Киргизии для сбора пожертвований на погашение внешнего долга страны.

Самым главным латателем дыр в госбюджете оказался сам Курманбек Бакиев, умело сыгравший на интересах к региону и стране Москвы и Вашингтона. В феврале этого года он, находясь с визитом в Москве, заявил о намерении закрыть американскую базу «Манас» на территории Киргизии – и в тот же день ему был обещан кредит на $2 млрд и финансовая помощь в $150 млн со стороны России. «Я говорил всем: времена другие, цены другие, давайте пересмотрим. Сейчас сложное финансовое положение в Кыргызстане. Можно сказать, они [США] игнорировали. Теперь западные коллеги понимают, что игнорировать наш голос было нельзя», – пояснил это решение сам Бакиев.

Весной депутаты парламента Киргизии действительно денонсировали договор о базе с США. Но уже в июне база США «Манас» реинкарнировалась в виде центра транзитных перевозок. Лояльность Бишкека стоила американцам недешево: арендная плата за использование аэропорта «Манас» увеличилась с $17,4 млн до $60 млн в год. А общая помощь Киргизии – в виде помощи на строительство стоянки в аэропорту, двустороннего фонда экономического развития, программ борьбы с наркотрафиком и терроризмом – составила $170 млн.

Штрихи к портрету

Бакиев о себе

«Баллотируюсь в президенты, потому что чувствую в себе силы сделать большее для Кыргызстана, продолжив свой курс»

«Если я не стану президентом, я точно не пополню «союз обиженных» и не откажусь от своих идей по развитию страны»

«Горжусь тем, что никогда не изменяю своим жизненным принципам»

«Не люблю безответственных людей»

«Деньги... не хлебом единым жив человек»

«Еще я умею оставаться оптимистом независимо от ситуации»

«Хочу научиться примиряться с неизбежным» Источник: сайт президента Киргизии

О Бакиеве

«Бакиев начал постреволюционную эру с тех же обещаний демократии и чистой политики, что и два других революционных лидера постсоветского пространства – украинский президент Виктор Ющенко и грузинский лидер Михаил Саакашвили, – вспоминает живущий в России журналист интернет-издания Russia Profile Роланд Олифант. – Но, как Ющенко и Саакашвили, он вскоре очутился в конфронтации со своими бывшими союзниками по революции». При этом у Бакиева есть важное отличие от двух других творцов революции: по мнению эксперта, он не только не пошел по пути конфронтации с Москвой, но, напротив, во многом скопировал российскую политическую систему. Подтверждение тому – создание по образцу «Единой России» пропрезидентской партии «Ак-Жол», введение выборов по партийным спискам и подчинение региональных властей федеральным. «Самое удивительное, что того, на что Владимир Путин потратил несколько лет аккуратного маневрирования и консолидирования, Киргизия Бакиева доcтигла за два года», – резюмирует Олифант.

Увлечения

Книги и бокс

В автобиографических справках Курманбек Бакиев пишет всегда, что любит классическую литературу и бокс. В молодости Бакиев занимался боксом, но сейчас бои по этому виду спорта смотрит в основном по телевизору и, как рассказывают его знакомые, болеет за братьев Кличко. Еще одним увлечением киргизского лидера является охота.