Поход на спекулянтов

Комиссия по торговле товарными фьючерсами США (СFTС) официально признала, что нефтяные цены в этом и прошлом году раскачивал спекулятивный капитал

Вчера в Вашингтоне СFTC начала открытые слушания по обсуждению различных вариантов ужесточения регулирования сырьевых рынков. Комиссия согласилась с тем, что спекулянты играли существенную роль в раскачивании нефтяных цен (полный текст исследования CFTC опубликует в августе). Теперь она намерена ужесточить нормы инвестирования в нефтяные фьючерсы для финансовых компаний, в частности установить лимиты на вложения в товарные производные.

При администрации президента Джорджа Буша выводы комиссии были прямо противоположными. Британскому финансовому регулятору FSA в прошлом году также не удалось найти доказательств злоупотреблений. Анализ проводился на неполноценной статистике, объясняет Барт Чилтон из CFTC.

В прошлом году скачки цен были беспрецедентными: в июле был зафиксирован пик в $147,5 за баррель, в декабре – минимум в $36,2. «Нефтяными ценами манипулировали трейдеры крупнейших банков на протяжении нескольких лет: за последние два года я три раза свидетельствовал перед конгрессом США на этот счет, – сказал «Ведомостям» управляющий директор Oppenheimer & Co. Фадель Гейт. – Регуляторы знали, что это происходит, но только публичный прессинг заставил их начать говорить правду».

В июле 2008 г. $300 млрд были вложены в товарные фьючерсы, подсчитало Международное энергетическое агентство. Это почти в четыре раза больше, чем в январе 2006 г. В числе крупнейших игроков нефтяного рынка были Goldman Sachs и Morgan Stanley, отмечал ранее в интервью Bloomberg бывший главный советник CFTC Дэн Уолдман.

В этом году цены тоже устремились вверх и выросли вдвое за пять месяцев – с минимума в $39,35 за баррель до максимума в $73,5 – и сейчас превышают $69.

В условиях глобальной финансовой и экономической нестабильности нефть превратилась в инвестиционный товар: финансовые игроки ищут способы сохранения своих инвестиций и наращивают вложения в нефтяные фьючерсы, отмечает представитель «Лукойла» Геннадий Красовский. Но нефтяные компании находятся в стороне от спекуляций: сильная волатильность невыгодна производителям, продолжает он.

Расследование CFTC может доказать наличие масштабного сговора и манипулирование рынком, что приведет к возбуждению уголовных дел, отмечает Гейт, но вряд ли система торгов сильно изменится.

Простое ужесточение регулирования может спровоцировать трейдеров на перевод операций на теневые схемы или вызовет переток средств на другие нерегулируемые рынки, считает Крейг Донахью из GME. Ужесточение регулирования может подстегнуть изобретательность финансовых игроков и усложнить схемы производных контрактов и тогда доказать злоупотребления будет сложно, считает консультант ОЭСР Александр Мартусевич.

Все закончится рекомендациями, которые реальной ситуации не изменят, поскольку государство по-разному оценивает действия спекулянтов, считает Валерий Нестеров из «Тройки диалог». Разговоры о регулировании рынка велись и в прошлом году во время надувания пузыря, вспоминает он, влияние спекулятивного фактора на стоимость нефти оценивалось в 30–50%. «Но разговоры ни к чему не привели, а пузырь лопнул», – констатирует Нестеров.