Вектор


Дежавю

Кризис сейчас и кризис в 90-е – экономисты до сих пор спорят, чем они разнятся и в чем схожи. Как минимум одна общая черта – кризис ликвидности, а это долги и неминуемые бартерные схемы. Одну из таких схем хотела бы вернуть украинская группа ИСД, рассказывают украинский чиновник и два источника, близких к «Газпрому» (с которым это пожелание сейчас обсуждается). Как раз в конце 1990-х ИСД стала развивать бизнес в Узбекистане (как подрядчик и поставщик труб), оплату получала газом, который связанные с ней трейдеры поставляли на Украину транзитом через Россию. Сейчас монополия на поставки узбекского газа – у «Газпрома» (который на границе перепродает топливо «Нафтогазу Украины»). Но у ИСД финансовые проблемы, она снова хотела бы зарабатывать на бартерном газе. Пока такого топлива нет, утверждает представитель «Узбекнефтегаза». Но будет, добавляет один из источников «Ведомостей». Вместо перепродажи топлива «Газпрому» ИСД хотела бы доставлять его до границы с Украиной, перепродавая дороже «Нафтогазу» (так же, как и сам «Газпром»). Правда, есть два серьезных отличия от 1990-х. «Газпром» не заинтересован сейчас отдавать монополию, говорят собеседники «Ведомостей». А украинский премьер Юлия Тимошенко, без согласия которой «Нафтогаз» практически ничего не делает, готовится к президентским выборам в январе. И лишние истории про газовых трейдеров ей сейчас не нужны.

Отстои – в аренду

Вчера РЖД объявила о том, что готова сдать в аренду 108 км железнодорожного полотна (общая протяженность дорог – 85 000 км). Если точнее, «пути необщего и общего пользования, предназначенные для отстоя вагонов», говорится в пресс-релизе госкомпании. Находится все это имущество в Башкирии, Мордовии, Татарстане, Тамбовской, Ульяновской, Пензенской, Рязанской, Самарской, Липецкой, Белгородской областях. За счет аренды РЖД рассчитывает увеличить доходы, но детали не дает – ни срок аренды, ни ее ставки. Почему выбор пал именно на эти пути, представитель РЖД объяснил просто: «Они нам не нужны, простаивают без дела». Он, впрочем, затруднился сказать, кому аренда ненужных для РЖД «тупиков» может оказаться выгодной: наверняка частные операторы хранят вагоны не дома. Железнодорожная логика.

Кризисные проценты

Снижение доходов ритейлеров, торгующих электроникой, заставляет их закрывать магазины. Вчера стало известно о закрытии в Екатеринбурге сразу трех магазинов торговой сети «Мир». В компании объяснили, что мера вынужденная – не удалось договориться с арендодателем. Дело в том, что с началом кризиса многие торговые сети предложили арендодателям зафиксировать арендную плату исходя из товарооборота магазинов, в противном случае пообещав закрыть точки. Так, в начале года «Эльдорадо», «М.видео» и «Техносила» предложили владельцам торговых помещений платить 4%. «Мир» торговался за 3–5%, арендодатель просил 7–8%. Таких несговорчивых не много, поскольку выгоднее получать хоть минимальный доход, чем оставаться ни с чем. С начала года «М.видео» закрыла всего два магазина, «Техносила» – три, а вот «Эльдорадо» – целых 10. То ли еще будет! Продажи электроники с начала года упали на 40–50%.

Есть контакт

Реклама в кинотеатрах пока небольшой рынок. В прошлом году на демонстрацию роликов перед показом фильмов рекламодатели потратили, по оценке агентства Krem, около $30 млн. Тем не менее с сегодняшнего дня этот рынок работает «по-взрослому» – совсем как телеканалы или радиостанции. Агентство «Синема 360» договорилось с пятью киносетями, что цена за ролик будет определяться не его длиной в минутах, а тем, сколько зрителей придет на сеанс, т. е. количеством контактов. Телеканалы измеряют количество контактов в GRP (gross rating point – количество просмотревших ролик телезрителей), радиостанции же, а теперь и кинотеатры – в CPT (cost per thousand – стоимость за 1000 контактов). Рекламодателям эта идея понравилась. «Однозначно будем брать», – говорит медиадиректор «Связного» Галина Белова. Конкуренты из Krem также считают идею «хорошей», только сами использовать методику пока не будут: кинотеатры, с которыми они работают («Каро фильм» и «Формула кино»), вовсе не спешат раскрывать для посторонних свою статистику по продажам билетов. Возможно, теперь они станут более откровенными.