Цветочки авангардиста

Скромная, но редкая коллекционная графика представлена в «Проуне» как иллюстрация к серьезному искусствоведению

Галерея «Проун» – частная, материально скромная, но совершающая не свойственную таким заведениям исследовательскую работу, причем в свое, коллекционеров и публики удовольствие. «Похвала плахте» – типичная для галереи выставка-диссертация на любимую тему: связь авангарда и народного творчества, на сей раз украинского.

Плахта – украинская народная юбка, украшенная орнаментом. Юбок на выставке не показывают, плахта в названии – для звонкости. А на стенах галереи – работы художников, чье творчество цветущим украинским орнаментом питалось, а также для фона само народное творчество: пара тканых ковров, небольшая коллекция западноукраинских икон на стекле и графика наивной художницы Марии Примаченко. Все очень яркое, цветное, избыточное, орнаментальное.

За авангард на выставке отвечает прежде всего Василий Ермилов, харьковский художник, друг Велимира Хлебникова. Обложки хлебниковских книжек, сделанные Ермиловым в 20-м и 65-м годах, и макет книги «Стихи Екатерины Наймер» – шедевры сурового и рукотворного авангардного книжного дизайна. Здесь каждая буква и любой бумажный цветочек – продуманная форма и цветовой изыск.

В том же, что и Ермилов, примитивистском стиле работала и Мария Синякова, но ее литографии помягче, нежнее. Тут цветочки – как цветочки, а не как повод для формотворчества.

Еще один славный герой выставки – Георгий Нарбут. Правда, в листах его «Украинской азбуки» 1917–1918 годов влияние самобытных украинских традиций менее заметно, чем специфический петербургский эстетизм участника «Мира искусства».

За современность в «Похвале плахте» отвечают холсты Николая Маценко – жесткие, акриловые орнаменты из роз, мальтийских крестов, молотов и бытовых кипятильников. Это агрессивно декоративное ерничество называется «хохломасонством» и хулигански рушит благостно-эстетскую галерейную атмосферу.

Так и в каталоге выставки, состоящем из познавательных искусствоведческих статей, выпирает энергичный текст Дмитрия Горбачева «Шароварно-гопашная культура как источник мирового авангарда». Горбачев так темпераментно пишет о народноукраинском происхождении русского авангарда, что москали должны вздрогнуть.

Но куратор «Похвалы плахте» Марина Лошак – большой дипломат и известная искусница. Из работ, добытых в нескольких частных собраниях и Киевском музее русского искусства, ей удалось составить выставку, где работы художников разных поколений перекликаются и образуют общую орнаментальную картинку, иллюстрацию к истории искусства.