Вечные ценности: Авось вывезет


И все-таки странная это история – с экспериментом по преподаванию основ религий и светской этики в 18 регионах страны. Очень русская. Отчаянная. Особенно густо национальный колорит замешен в резюмирующем высказывании президента: «А по итогам эксперимента можно будет распространить наработанную практику на всю страну, возможно, например, в 2012 г. Как пойдет, что называется». Авось вывезет. Так это, кажется, и называется.

Абсолютная неподготовленность эксперимента, который планируется начать уже весной следующего года, буквально потрясает.

Предполагается, что предметов будет три, на выбор: история и культура традиционных конфессий; история и культура одной из религий; основы светской этики. Но ясно, что лишь при выборе истории и культуры православной религии есть шанс, что учебный процесс пойдет. Все-таки в отдельных регионах похожий урок уже преподавался и какой-никакой учебник (А. В. Бородиной) по нему существует – он, правда, отчасти напоминает Закон Божий, но, возможно, скоро появится альтернатива. Московская патриархия уже объявила о начале работы над новым учебником «Основы православной культуры» под руководством дьякона Андрея Кураева. Однако и этот учебник обеспечит преподавание лишь одного предмета. А что делать тем, кто выберет другую дисциплину или другую религию? Нет, я сейчас вовсе не об ущемлении прав неверующих, мусульман, буддистов и иудеев. Очевидно, что не менее существенное право – право ученика на качественное преподавание – в этом эксперименте будет ущемлено.

Ни учебных программ, ни почасовых планов – рутинная, но необходимая в учебном процессе вещь – по новообъявленным дисциплинам нет. Ни опять-таки учебников. Даже если специалисты уже бросились их писать и чудом успеют к будущей весне – вероятность, что это будут хорошие учебники, крайне невелика. Хорошие учебники пишутся годами и требуют регулярной редактуры – в зависимости от непосредственного опыта преподавания и живой реакции учеников (точно знаю это как соавтор учебника).

Про отсутствие преподавателей уже говорилось. «Переподготовить» 40 с лишним тысяч учителей (каких конкретно? Историков? Видимо, да), тем более выучить новых – за полгода невозможно. Да и некому их переподготавливать: у нас физически нет стольких религиоведов. Впрочем, с преподавателями светской этики все еще непонятней. Это дисциплина философская, и из учителей каких школьных предметов будут перековывать в этики – загадка.

Помню, как у нас в старших классах внезапно ввели новый предмет «Этика и психология семейной жизни». Вел его преподаватель английского – милый, пожилой и бесконечно смущавшийся всех этих мутных разговоров о нашей грядущей семейной жизни человек, который, похоже, просто не смог отказать директору и согласился на эту каторгу. Словом, эксперимент с основами религий просто не может быть всерьез. Мы всего лишь молчаливые свидетели сложной игры церкви и государства, их таинственных взаимозачетов. Тем не менее учителям английского явно пора начинать готовиться.