В честь падения

Московский дом фотографии отметил юбилей падения Берлинской стены досрочно, и правильно сделал – к 9 ноября материалы, которые он показывает на выставке в Манеже, могут примелькаться
Среди документальных фотографий Энтони Сво есть и символические/ С.Николаев

Выставка «Падение Берлинской стены» состоит из ожидаемого набора фотографий – от строительства бетонной границы до ее стихийного разрушения – плюс киноматериал в тему.

Наверняка эти фотографии, и особенно кинокадры, будут широко тиражироваться, когда 20-летие одного из ключевых событий ХХ в. начнут отмечать все телеканалы мира. А пока многое из показанного останавливает внимание, ведь разрушение физической и символической границы между Востоком и Западом хотя и на памяти у взрослых граждан, но уже подзабыто за неактуальностью.

А как стена возникла, мало кто помнит. Снимки 1961 г. зафиксировали изумление людей, увидевших, как 13 августа за несколько часов граница между восточной и западной частями их родного города стала непроницаемой, заблокированной войсками ГДР, колючей проволокой и первыми фрагментами стены, которая протянется на 156 км (44 – внутри города и 112 – вокруг) и простоит 28 лет.

Кафкианский порыв – разрезать город по живому, разделив районы, улицы, дома, друзей и родственников, – был вызван прагматическими соображениями: слишком многие покидали зону социалистического лагеря ради капиталистического процветания.

«Свобода создает много проблем, и демократия несовершенна. Но нам никогда не приходилось возводить стену, чтобы удержать наших людей и не позволить им уехать» – эти слова Джона Кеннеди цитируются в одном из свидетельств очевидцев, представленных в экспозиции.

Здесь есть раздел фотографий из Музея стены, где засняты приспособления, с помощью которых проникали через границу: детей прятали в сумках, женщин – в сиденья и багажники автомобилей, под стеной рыли туннель. Но это события известные, о туннеле был снят фильм, фрагменты которого показывают на экране в зале вместе с нарезкой из других кинолент.

Такое кино, как «Небо над Берлином», где зона стены выглядит мертвой, абсолютным запустением, могло бы окрасить документальную экспозицию недостающими ей эмоциями, если бы киноподборку хорошо продумали.

Основной раздел – большой фоторепортаж Энтони Сво о ноябрьских событиях 1989 г. – довольно однообразен. Сюжеты там повторяются: радость воссоединения берлинцев, растерянные военные, цветочки в стволах солдатских ружей. Все снято мастерски – даже не всегда понятно, с какой точки, как будто фотограф стоял с обеих сторон бетонной стены, – но все равно уже много раз видено.

Немного развлекает зрителей придуманный Юрием Аввакумовым макет пограничной вышки – если на нее взобраться, то раздается оглушительный собачий лай.

Пожалуй, рефлексия, подтекст есть только в серии Питера Фришмута, снимавшего пограничный район со стеной и после ее демонтажа. Что-то изменилось: вместо бетона и рва – тихая улица или сквер, где-то изменения естественные – дерево во дворе выросло, а где-то все по-прежнему, только вместо свиньи гуляет коза. Падение Берлинской стены не решило всех проблем, но без нее стало лучше.