Цифра недели: 30 млрд руб.


Таков, по самым скромным подсчетам, как выразилась замдиректора Федеральной миграционной службы (ФМС) Екатерина Егорова, рынок посреднических услуг в сфере оформления документов. Она имела в виду те главные документы, за которыми вся страна идет в отделения ФМС и часами стоит в очередях: паспорта и разрешения на работу. Часть страны, у которой нет времени стоять в очередях, платит умеющим их обходить суммы, иногда стократно превосходящие госпошлину. Чтобы эти деньги шли в государственную казну, а не непонятным посредникам и не на взятки чиновникам, ФМС предлагает (и в этом группа чиновников во главе с вице-премьером Сергеем Собяниным ее поддерживает) создать одну легальную фирму-посредника и все оформлять через нее.

Это юрлицо будет ФГУПом. Его работа, говорит Егорова, «позволит ликвидировать посреднический рынок, при этом повысить качество обслуживания граждан, принесет в государственный бюджет несколько десятков миллиардов рублей». Стало быть, мимо этого ФГУПа пройти будет невозможно: никаких посредников, все деньги в одну корзину. А деньги могут быть и покрупнее. Другой сотрудник ФМС оценил рынок в $10 млрд.

Предложение, конечно, заманчивое. Но возникают вопросы. Главный из них такой: а почему, собственно, ФГУП? Почему не ОАО, 100%-ная «дочка» государства? Из отчетов ОАО будет хотя бы видно, куда пошли заработанные на монополизированных посреднических услугах деньги. И о каких, собственно, деньгах идет речь. И сколько зарабатывает менеджмент.

А ФГУП – как «почтовый ящик». Почти то же, что паспортный стол. Какие у него прибыли, куда идут, по каким правилам и уставам он работает? Как с ним судиться, если ты заплатил, а паспорт вовремя не пришел? Как жаловаться на его начальство и кто, собственно, это начальство – чиновники или менеджеры?

Не ясно и другое. Многие сотрудники ОВИРов (а нынче отделений ФМС) намекали: мы бы рады, но задерживает ФСБ. Мол, у нас-то все быстро, а у них неделя уходит на проверку, а то и больше. Ускорит ли создание этого ФГУПа работу ФСБ? Или ФСБ надо тоже создавать при себе унитарное предприятие, по запросу граждан быстрыми темпами выявляющее их степень погруженности в государственную тайну?

И последний вопрос: какие цены будут у госмонополии по имени «Быстрый паспорт»? Не вздуются ли они до такого уровня, что граждане сильно пожалеют о ликвидированных как класс посредниках?