Цель была благородная

Мариинский театр начал гастроли в Лондоне показом тетралогии Вагнера «Кольцо нибелунга». Восторгов в прессе, однако, нет
S. Berger

Оценки лондонских критиков не поднялись выше трех звездочек: таков рейтинг «Валькирии» и «Зигфрида» в The Times, а критиком The Guardian тот же «Зигфрид» оценен в одну звездочку из пяти возможных.

Вызывает вопросы сама постановка, которая образовалась сложением опробованных декораций Георгия Цыпина и новых режиссерских мизансцен Александра Зелдина. Самые лояльные критики говорят о «благородных целях». «У постановщиков достаточно смелости, чтобы обратиться напрямую к религиозным и мифологическим основам великого творения Вагнера, а не душить его в блеклом городском мире и не посмеиваться над ним в сатирических тонах. Сценография вызывает образы древних славянских степей, хотя порой чувствуются и намеки на Африку и Полинезию», – пишет критик газеты Telegraph Иван Хьюитт. Но большая часть рецензентов единодушны: «Это определенно не театральный, не открывающий нового спектакль» (Нил Фишер, The Times). Майкл Черч (The Independent) уверен, что тетралогия, несомненно, выиграла бы, будь она показана в концертном исполнении.

Лондонская пресса признает, что Мариинский театр – единственная оперная компания в мире, кто может выставить на вагнеровское «Кольцо» три состава из собственных рядов, но и это решение не представляется некоторым удачным. По мнению Тима Эшли (The Guardian), разный состав исполнителей привел к отсутствию единства в вокальных образах героев. Похвал удостоились всего несколько артистов, в особенности тенор Леонид Захожаев. The Times пишет: «Если в «Кольце» Мариинского есть центральная идея, то это возвращение к основам. Древние мифы, фундаментальные истины. И нет ничего более фундаментального, чем Зигфрид с бицепсами, соответствующими силе его легких. Поющий с некоторой развязностью и носящийся по сцене, как подросток с играющими гормонами, Захожаев излучает настоящую примитивную энергию». Также отмечен и исполняющий роль Зигфрида в «Гибели богов» Виктор Луцюк, играющий более привычного героя. Критики ставят высоко Евгения Никитина: его трагического, сложного Вотана и страшного, безумного Гунтера. Заметили критики также Брунгильд Ольгу Савову и Ларису Гоголевскую.

Лондонская пресса отмечает героизм оркестра Мариинского театра, этих «ста Зигфридов», отыгравших за четыре вечера 15 часов музыки, но высказывает и замечания по поводу неточностей и усталости музыкантов.

Главным героем всех статей, разумеется, оказывается Валерий Гергиев. По мнению критиков, лучше всего Гергиев умеет именно дирижировать, а второго Дягилева из него не выходит. Похоронный марш из «Гибели богов» поразил многих, но в целом тетралогия породила у британских критиков вопрос, под силу ли Гергиеву решать задачи такого масштаба. Культуртрегерская миссия по восстановлению Вагнера в России вызывает у всех уважение, но искушенные лондонцы, еще недавно видевшие «Кольцо» в постановке Королевской оперы, недоумевают, почему русским нужно было показывать им этот странный спектакль.

Лондонские гастроли Мариинского продолжатся балетом, тут надежд на успех больше.