Демократия: Не только участие


Как и многие, я не желаю отказываться от вкусных десертов, но и толстеть не хочу. Мне хочется обеспеченной старости, но откладывать деньги я не люблю. Я хочу, чтобы налоги были ниже, а госуслуги – лучше. Было бы странно, если бы я этого не хотел. Иррациональность состоит не в том, чтобы желать одновременно и десертов, и красивой фигуры, а в неумении сделать выбор между двумя «политическими» направлениями.

За последние годы возможностей участвовать в политическом процессе во многих странах стало больше. Не стало больше только желания уделять время и силы тому, чтобы разобраться в том или ином политическом вопросе. Ведь возможностей для отдыха и развлечений тоже стало гораздо больше.

Модно говорить, что современные технологии приблизили демократию к людям. Барак Обама выиграл выборы, задействовав возможности интернета и мобильной связи на полную мощность. Политические лидеры ведут блоги, получают претензии через интернет, проводят фокус-группы. Если считать, что частота и простота коммуникации между политиками и избирателями – индикатор развития демократии, то развитые общества становятся все более демократическими.

Но качество управления не повышается. Участия стало больше, но оно поверхностно. Политик и не должен реагировать на каждый гневный заголовок в газете. Когда Уинстону Черчиллю напомнили, что политику стоит держать ухо ближе к земле, он ответил, что публика не будет уважать лидеров, застывших в таком положении. Политикам, взявшимся вести блоги и вывешивать видео на YouTube, стоит помнить об этих словах.

Возьмем Калифорнию, штат-пионер во многих демократических технологиях, включая частные плебисциты. Здесь жители хотят большей доступности электричества, но отказываются одобрять строительство новых электростанций; они за снижение вредных выбросов, но не хотят отказываться от привычных машин. Людей спрашивают – они честно отвечают. Но эти ответы по определению не могут стать основой для последовательной политики.

Зрелые демократии нашли выход. Есть разница между свободой выражения мнений и ответственностью за решения. Эксперименты в области «совещательной демократии» (deliberative democracy – термин, введенный Джозефом Бессеттом в книге Deliberative Democracy: The Majority Principle in Republican Government) показали, что, если дать людям информацию и попросить выбрать одно политическое решение из нескольких, большинство отлично справляется и принимает ответственные решения. Беда в том, что все меньше и меньше людей желают участвовать в таких дискуссиях, а в политические партии идут карьеристы и чудаки.

Есть и другой подход к демократии – люди выбирают человека, которому они доверяют процесс принятия решений. Два столетия назад Эдмунд Берк объяснял своим избирателям, что он будет их представителем, а не делегатом. Он употребит все свои способности и силы, чтобы действовать от их имени, но не по их указке. Берк вряд ли бы стал пользоваться блогами или проводить фокус-группы, даже если бы такие технологии были ему доступны.

Автор – обозреватель Financial Times