Миллионы за мазут

Пошлины на темные и светлые нефтепродукты могут сравняться раньше 2012 г., а заодно и повыситься. Как стало известно «Ведомостям», такой вариант обсуждают чиновники. Если новые правила будут приняты, больше всех выиграет «Газпром», проиграет – «Роснефть»
С.Портер

Официальный план по выравниванию экспортных пошлин на светлые и темные нефтепродукты – 2012 год: этот срок записан в проекте поправок к закону «О таможенном тарифе», который Минэкономразвития недавно внесло в правительство.

Но план может поменяться. Две недели назад в Белом доме обсуждалась возможность ввести единую ставку раньше 2012 г., говорит чиновник Минэкономразвития: бюджету нужны дополнительные доходы. В правительстве идут совещания на эту тему, подтвердил представитель Белого дома, но подробности не раскрыл. Поднимался этот вопрос и в Минфине – на совещании, которое прошло на прошлой неделе, добавляет один из его участников. По его данным, новые правила могут заработать уже в следующем году.

Что за механизм

Сейчас экспорт светлых нефтепродуктов (бензина и дизтоплива) обходится дороже, чем темных (мазута): разница в ставке – почти 86% (см. врез). Чиновники много лет собираются выравнять эти пошлины. Главный аргумент: это стимул для более глубокой переработки нефти, а значит, для модернизации российских НПЗ. Ведь при единой ставке пошлина для бензина снизится в среднем на 23%, а для мазута вырастет на 43%.

Остается два вопроса. Когда вводить новую ставку, ведь часть НПЗ проиграет из-за унификации, а нефтяное лобби вряд ли этого захочет, отмечает чиновник Минфина. Второй вопрос: к чему будет привязана единая пошлина, добавляет сотрудник одной из нефтяных компаний. Сейчас ставки зависят от цены нефти, а не от нефтяной пошлины: та рассчитывается по более сложной шкале. И в среднем с 2007 г. пошлина на светлые нефтепродукты составляла 70–78,4% от нефтяной, на темные – 37,7–42,2% (подробнее расчеты см. на www.vedomosti.ru).

Лишние 3,3%

В законопроекте Минэкономразвития значится, что единая ставка для нефтепродуктов с 2012 г. составит 55% от вывозной пошлины на нефть. Чтобы посчитать этот процент, Минфин брал усредненную долю нынешних ставок на нефтепродукты в нефтяной пошлине (70,7% – на светлые, 38,1% – на темные), говорит сотрудник нефтяной компании. Но есть и другой расчет: при цене Urals в $55/барр. (официальный «консервативный» прогноз на 2010 г.) единая ставка для нефтепродуктов при нынешней формуле составит 58,3% от нефтяной пошлины, а не 55%, как в законопроекте, добавляет он. И если закрепить этот процент, получатся совсем другие деньги и для бюджета, и для нефтяников. Ставка в 58,3% вместо 55% обсуждается, подтверждает и чиновник Минэкономразвития, оговариваясь, что это лишь «один из вариантов». Представитель Минэкономразвития в воскресенье от комментариев отказался, с его коллегой из Минфина связаться не удалось.

Другие деньги

В 2009 г. на экспорт пойдут 57,4 млн т светлых нефтепродуктов (со средней пошлиной $111,8/т) и 62,6 млн т – темных ($60), говорит участник недавнего совещания в Минфине, ссылаясь на прозвучавшие там оценки. В итоге прогноз доходов бюджета от экспорта нефтепродуктов – $10,2 млрд ($6,4 млрд – по светлым, $3,8 млрд – по темным), добавляет он.

В 2010 г. при единой ставке в 58,3% от нефтяной пошлины ($84,78 за 1 т нефтепродуктов) общие доходы бюджета будут прежними, но по светлым нефтепродуктам они снизятся на 24%, по темным – вырастут на 41%. В расчет брались те же объемы и структура экспорта, что и в 2009 г., добавляет собеседник «Ведомостей».

Но уже в 2011 г. при том же экспорте бюджет может получить дополнительно около $220 млн к уровню 2009 г., а в 2012 г. – $412 млн, отмечает участник совещания в Минфине. Лишние $630 млн за два года – не слишком заметная сумма для бюджета страны, но этот прогноз составлен при средней цене нефти в $56–57 за баррель. Если же взять оптимистичные прогнозы чиновников по ценам на нефть в 2011–2012 гг. ($70–77) и новые формулы по пошлинам, выйдет около $6 млрд разницы с этим годом при том же экспорте (расчет «Ведомостей»).

Выигравшие и проигравшие

«Ведомости» опросили девять из 11 компаний, которые владеют 21 из 23 крупнейших НПЗ страны (не удалось связаться с представителями «Сургутнефтегаза» и Aliance Oil). Никто своих расчетов по расходам или доходам при новой ставке не раскрыл.

А участник совещания в Минфине говорит, что прогноз чиновников на 2010 г. такой: при $55 за баррель Urals и новой ставке шесть российских НПЗ сэкономят на пошлине примерно $331 млн к 2009 г., остальные 17 заплатят на $414 млн больше. Больше всех сэкономит Омский НПЗ «Газпром нефти» ($106 млн), а доплатит – «Нижегороднефтеоргсинтез» «Лукойла» (плюс $62 млн к 2009 г.). В целом по компаниям больше всего выиграет группа «Газпром»: с учетом «Салаватнефтеоргсинтеза», долей в «Славнефти» и Sibir Energy с ее Московским НПЗ выходит около $100 млн экономии. Хотя отдельные заводы (МНПЗ и ЯНОС «Славнефти») все же переплатят. А больше всего потерь будет у «Роснефти» – около $112 млн: сэкономит только Ангарская НХК, доплатят Туапсинский, Комсомольский, Ачинский и все самарские НПЗ, перечисляет собеседник «Ведомостей».

Представитель «Роснефти» говорит, что компания выполнит все решения чиновников, но их инициативу не комментирует, как и представители «Газпрома» и «Газпром нефти». А «Лукойл» ее поддерживает. В России мазут сейчас не нужен, отмечает представитель компании Геннадий Красовский, а значит, рост экспортных пошлин на него – «действенный способ» стимулировать производство светлых нефтепродуктов. «И чем скорее это произойдет, тем лучше», – отмечает Красовский. С аргументами согласен и аналитик «Солида» Денис Борисов: в Европе с каждой тонны нефти получают максимум 15% мазута, в США – 5%, а в России – 30% и больше. Но кризис – не лучшее время для таких новаций, оговаривается эксперт: большинство НПЗ не прошли модернизацию, кредиты для этого сейчас получить сложно. Лучше ввести новые ставки с 2012 г., как и планировалось до сих пор, считает он.