Вектор


Всероссийский сельмаг

Российская торговая система «Центросоюз», объединяющая 50 000 сельских кооперативных магазинов, пообещала осенью запустить проект по объединению этих точек в сеть с единым ассортиментом и брендом – «КООП торг». В качестве стартовой площадки выбрана Ульяновская область, с администрацией которой «Центросоюз» подписал соглашение о взаимодействии по развитию потребительской кооперации в регионе. Согласно соглашению в октябре в области будет открыто 16 магазинов «КООП». Это будет стоить 224 млн руб. (23 млн руб. – из областного бюджета, Облпотребсоюз – 121 млн руб., «Центросоюз» – 80 млн руб.).

Если планы «Центросоюза» по созданию сети «КООП» из 50 000 магазинов все-таки сбудутся, то в России появится крупнейшая в мире розничная сеть, с которой по количеству торговых точек не сравнится даже нынешний лидер мирового ритейла – американская Wal-Mart, объединяющая всего-то около 8000 точек и ежегодно вкладывающая в создание своей ритейл-империи сотни миллионов долларов.

Но пока жизнеспособность проекта «Центросоюза» вызывает много вопросов: кооперация объединяет маленькие магазины в небольших населенных пунктах, у которых нет единых распределительных центров, IT-платформы, с помощью которой сетевики синхронизируют ассортимент, и даже стратегии.

Продажа ненужного

В начале лета гендиректор «Норильского никеля» Владимир Стржалковский объявил, что компания собирается продавать непрофильные активы. Уже проданы доли в ТГК-14 и ТГК-1, а теперь очередь дошла и до второстепенных металлургических активов. В четверг компания опубликовала объявление о продаже 100% ООО «Северная хромовая компания». Она владеет Сопчеозерским месторождением хромитов, на него приходится около 45% российских запасов этого сырья (запасы – около 9,5 млн т). Разработка не ведется, хотя «Норникель» занялся этим месторождением 15 лет назад. Зато готово ТЭО шахты: при выходе на проектную мощность она сможет добывать до 550 000 т руды в год, объяснили в «Норникеле». Правда, есть один нюанс: лицензия заканчивается в конце этого года. Значит, для «Норникеля» это одна из последних возможностей продать актив. Кто может купить компанию – непонятно. Но в «Норникеле» заверяют, что уже есть «ряд претендентов». В любом случае «Норникель» ничего не теряет, а если повезет, то еще и заработает пару десятков миллионов долларов. В кризис и это подспорье.

За покупками в Москву

Реформированный «Связьинвест» должен войти в тройку лидеров московского рынка фиксированной связи, заявил в июле министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев. Чтобы выполнить эту задачу, холдингу нужно прежде всего укрепить позиции в сегменте неголосовых услуг. Такой вывод можно сделать, сопоставив данные самого «Связьинвеста» с цифрами, опубликованными на днях столичным департаментом транспорта и связи. В сегменте услуг телефонной связи для корпораций «Связьинвест» оценивает свою долю в 9%. Судя по статистике департамента, она уже обеспечивает холдингу третье место (после «Комстара» с его дочерней МГТС, совместно занимавших 31%, и Golden Telecom с 14%). А вот в неголосовых услугах (интернет-доступ и т. п.) «Связьинвест» оценивает свою долю лишь в 5%. Тут налицо серьезное отставание от конкурентов, работающих как с корпорациями (у игрока номер три – «Комкора», по данным столичных властей, 13% рынка), так и с «домашними» пользователями (здесь «дочка» «Связьинвеста» лишь шестая). Чтобы укрепить позиции, у «Связьинвеста» есть, похоже, лишь один путь – поглощения. По доброй воле конкуренты не станут делиться с ним доступом к абонентам, а принудить их к этому не удастся: «Связьинвест» сам же раскритиковал разработанные антимонопольной службой правила недискриминационного доступа к сетям связи.