Цитата недели


«Путин – мой кумир! Я хочу, чтобы он был пожизненным президентом России».

Рамзан Кадыров, президент Чеченской республики

Очень хочу!» – заявил чеченский президент на вопрос «Радио Свобода» о том, хочет ли он, чтобы премьер Владимир Путин снова стал президентом России. И уточнил: надо, чтобы Путин был пожизненным президентом. Наибольший резонанс получило именно это уточнение – «пожизненный». Хотя, возможно, более важным является само желание видеть Путина президентом.

Дело в том, что со времени, как Дмитрий Медведев оказался в Кремле, а Путин – в Белом доме, высшие должностные лица предпочитали не рассуждать о том, кто будет следующим кандидатом в президенты от партии власти.

Отмашки рассуждать еще не поступало, а до осени 2011-го, возможно, и не поступит. Нет даже сигналов, как правящий тандем хочет распределить роли. Государственные социологи по-прежнему фиксируют высокие (но у Путина чуть повыше) рейтинги, в последнее время даже растущие вопреки кризису. Государственные телеканалы по-прежнему тиражируют всякое слово и всякий жест премьера и президента (хотя Медведева чуть побольше). Иностранные гости встречаются с обоими лидерами.

По некоторым кадровым перестановкам можно лишь догадываться, что Медведев усиливает свое влияние в тех или иных структурах и регионах. Но видимой потери влияния Путиным не происходит.

Заявление Кадырова – это нарушение негласного политеса. Он впервые усомнился в том, что действующему президенту следует продлить полномочия. Его логика понятна: именно Путину он всем обязан. И все же Кадыров довольно опытный политик, чтобы говорить всуе о самом главном. Возможно, внеся в повестку ранее табуированную тему, он огласил чаяния одной из групп влияния. И чем ближе будет искомая дата, тем чаще тот или иной губернатор будет проговариваться.

А что касается пожизненного президентства, то в такое вряд ли верит даже Кадыров. В 2007 г. Путин избежал соблазна остаться хотя бы на третий срок. Другое дело, что срок президентских полномочий увеличен в полтора раза, до 12 лет, если по максимуму. В 2012 г. Путину будет 60 лет. Править до 72 лет (в общей сложности 25 лет, если отсчитывать от 1999 г.) – это, по сути, то же, что править пожизненно. Возможно, Кадыров это и имел в виду.