IPO в долг

Крупнейший производитель алюминия в мире – UC Rusal надеется провести IPO в течение двух лет, чтобы погасить часть долга
Д. Гришкин

Российским банкам, не считая ВЭБа, UC Rusal должна $2 млрд и переговоры с ними продолжаются. «Условия по российским банкам, в принципе, концептуально должны быть такие же, как по западным», – считает Мухамедшин. Представители Сбербанка и ВТБ от комментариев отказались. Представитель Альфа-банка подтвердил, что переговоры продолжаются. Последняя в очереди за деньгами от UC Rusal – группа «Онэксим» Михаила Прохорова, говорит Мухамедшин. Бизнесмену компания должна $2,5 млрд. Представитель «Онэксима» на запрос «Ведомостей» не ответил.

UC Rusal

Алюминиевый холдинг. Акционеры – Олег Дерипаска (56,7%), акционеры «Суала» (18,9%), Михаил Прохоров (14%), Glencore (10,3%). Производство алюминия (1-е полугодие) – 1,98 млн т.

В качестве источника погашения основной части задолженности мы рассматриваем IPO, от идеи осуществления которого мы не отказались», – заявил директор UC Rusal по рынкам капитала Олег Мухамедшин (цитата по «Интерфаксу»). Второй источник погашения долга – операционный поток от деятельности компании, добавил он. Мухамедшин считает «абсолютно реальным» провести размещение акций в течение двух лет. UC Rusal технически готова к IPO и достаточно быстро сможет его осуществить, как только откроются рынки, добавила представитель компании Вера Курочкина.

Договорившись с западными банками о реструктуризации кредитов на $7,4 млрд, компания пообещала им за четыре года сократить долг на $5 млрд (сейчас он равен $16,8 млрд). За счет денежного потока компания погасит за два года не больше $1–2 млрд, считает аналитик Unicredit Securities Марат Габитов. Олег Дерипаска вряд ли захочет потерять контроль над UC Rusal, значит, она разместит не больше 13% акций. Чтобы их продать за $3–4 млрд, компания должна стоить $25–30 млрд, добавляет он. Пока UC Rusal до этого далеко: сейчас ее цена – порядка $5 млрд, говорит Габитов: с учетом долга компания стоит ноль, но у нее есть 25% акций «Норильского никеля», за которые на ММВБ вчера давали около $5,2 млрд.

Акции «Норникеля» UC Rusal продавать пока не планирует – пакет в залоге по кредиту ВЭБа на $4,5 млрд, который компания в сентябре планирует продлить на год. Условия пролонгации «публичные и для всех [заемщиков ВЭБа] одинаковые», уточнил Мухамедшин. А ставки по решению наблюдательного совета ВЭБа должны быть рыночными, «т. е. соответствовать уровню ставок по данному заемщику, согласованному с другими кредиторами, включая международные банки», добавил он. Но UC Rusal сейчас в процессе реструктуризации долга и понятия «рыночный заем» для нее не существует, говорит аналитик «Тройки диалог» Алексей Булгаков. Ставка по нынешнему кредиту ВЭБа – LIBOR + 5% (вчера трехмесячный LIBOR был 0,46%). Возможно, она подрастет до LIBOR + 7%, считает аналитик «Уралсиба» Станислав Боженко. Западные банки в конце июля договорились с компанией о реструктурировании $7,4-миллиардного долга на 4–7 лет под LIBOR + 7%. Но по мере сокращения долга ставка будет снижаться (до LIBOR + 3,5%). Кроме того, в ближайшие годы компания будет платить не все проценты (только 1,75% годовых), остальные будут капитализироваться.

Ставка ВЭБа не должна сильно отличаться от условий реструктуризации иностранных банков, иначе те будут недовольны, добавляет Боженко. Представитель ВЭБа от комментариев отказался.