Юрий Росляк: Юрий Росляк, первый вице-мэр Москвы - интервью

Почему правительство Москвы отказалось от этой идеи, какие проекты и как будет поддерживать мэрия, за счет чего городские власти урезают собственные расходы, рассказал Юрий Росляк
М.Стулов

1986

зампредседателя исполкома Красногвардейского райсовета (Москва)

1990

замначальника Главного управления по строительству Мосстройкомитета

1991

первый замглавы комитета экономики и прогнозирования правительства Москвы

2001

руководитель департамента экономической политики и развития Москвы

2003

первый заместитель мэра Москвы, руководитель комплекса экономической политики и развития города Москвы

Финансовый кризис серьезно подорвал инвестиционную активность на московском рынке. Чиновники городской администрации признают, что инвесторы уже не стоят в очереди за участками, а строительные мощности приходится задействовать уже на другие программы – например, для строительства «народных гаражей». О том, как правительство Москвы справляется с кризисом, рассказал руководитель комплекса экономической политики и развития Юрий Росляк.

– Как кризис повлиял на бюджет города? Падают ли доходы города?

– Мы уже дважды корректировали бюджет. Последний раз – в июне. Доходов в нем даже на 11 млрд руб. больше, чем мы планировали ранее.

– За счет чего?

– За счет перерасчета налоговых платежей. Мы считаем, что бюджет сбалансирован. Его главная задача – обеспечение стабильности. Поэтому ни одна из статей, связанных с заработной платой, с поддержкой ветеранов и выплатой пенсий, не урезана. Хотя в некоторых СМИ прошла информация о том, будто Москва пошла на сокращение социальных расходов. Это откровенная неправда. Мы были вынуждены сократить расходы по коммунальному хозяйству. Наибольшие же сокращения пришлись на адресную инвестиционную программу. Оставшиеся в ней деньги – примерно половина от прежнего объема – максимально направлены на завершение тех проектов, которые уже были начаты в городе в 2007–2008 гг. Это и социальное строительство, и транспортные магистрали, и метрополитен. Некоторые планы приходится корректировать. Например, мы перенесли на полгода завершение работ по «Марьиной Роще», сконцентрировав усилия на митинском направлении. Что касается транспортной системы, то все финансовые ресурсы сконцентрировали для завершения объектов вроде развязки на Соколе, работ на Звенигородском проспекте.

– Расходы городской администрации тоже сократились? За счет чего?

– Мы еще в прошлом году отказались от индексации заработной платы и от премий. Задача сокращать штат аппарата не ставилась.

– А доходы москвичей, по вашей оценке, как сократились из-за кризиса?

– Мы стараемся не допустить сокращения темпов роста заработной платы. И если вы посмотрите, то сегодня зарплата в городе продолжает расти. Небольшим темпом, но растет. Рост соответствует уровню инфляции, а в бюджетной сфере немного ее превышает.

– Правительство Москвы изменило политику заимствований из-за кризиса?

– Мы всегда были сторонниками формирования дефицитного бюджета. В сегодняшних условиях эта практика, естественно, подтверждается. Мы активно используем все инструменты, которые были за много лет наработаны. Город и до начала кризиса имел консервативно сформированный портфель долговых обязательств, и сейчас процент заимствований по-прежнему находится на допустимом для нас уровне. А совокупный долг города к концу года не превысит 22% от собственных доходов бюджета. Это где-то 209 млрд руб., из которых в этом году привлекаются 68 млрд руб.

– Ставка заимствований сильно для вас поменялась?

– Сегодня средняя ставка – 15,5%. В прошлом году привлекали [средства по ставке] ниже 7%. Средняя же ставка по всему объему долга – чуть выше 12%. Сегодняшняя ставка, конечно, великовата, но допустима. Нам гораздо выгоднее продолжать работы.

«ПРИОРИТЕТ – ТРУДОУСТРОЙСТВО ВЫПУСКНИКОВ»

– Какие антикризисные меры принимались и принимаются правительством Москвы?

– В целом реализация мероприятий по преодолению кризисных явлений началась еще в прошлом году. Был создан своего рода антикризисный штаб, который возглавил мэр Москвы Юрий Лужков, – комиссия по финансовому мониторингу. Фактически на заседаниях этой комиссии рассматриваются все вопросы, связанные с кризисом на территории города. С самого начала мы поставили задачу обеспечить стабильность экономической ситуации, занятость населения и сохранение всех обязательств в социальной сфере. Поэтому сейчас вопросу безработицы уделяется особое внимание. Фактически заново в прошлом году создан департамент труда и занятости. Задача – помогать людям, которые вынужденно высвобождаются с предприятий и организаций, из банковской сферы. За счет всех предпринимаемых мер нам удается удерживать безработицу на уровне 0,87% от трудоспособного населения. Хотя в некоторых СМИ проскакивает информация, что в Москве уровень безработицы вырос чуть ли не в три раза. В реальности же сегодняшний уровень вполне сопоставим с уровнем 2007–2008 гг.

– Вы приводите данные официальной статистики. Но насколько она отражает реальный уровень безработицы? Ведь в столице много людей, которые потеряли работу, а на биржу труда не обращаются...

– Такие люди есть, подсчитать их число невозможно, но и им помощь тоже оказывается. Сегодня работают ярмарки вакансий, действует система набора персонала в различных отраслевых департаментах, что дает людям возможность устроиться на новое место по старой специальности, в хорошо знакомой сфере. Например, если закрывается магазин, то департамент потребительского рынка предлагает вакансии в новых магазинах, которые строятся и открываются в Москве. Сегодня можно говорить, что ситуация стабилизировалась, хотя в ноябре – декабре безработица нарастала достаточно быстро. Мы также приняли решение о создании системы трудоустройства всех выпускников вузов. Это особо важная задача, потому что люди, получившие диплом, должны гарантированно получить и свое первое место работы, осознать, что их знания и способности важны и востребованы обществом. В том числе для решения этой задачи с прошлого года, например, приостановлен прием людей в систему городского управления и незаполненные вакансии были предоставлены выпускникам. Подобным образом уже трудоустроено примерно 10 000 вчерашних студентов. Программа продолжит свою работу и в следующем году.

– То есть получается, что выпускники будут работать не по профессии?

– Наше образование отличается универсальностью и широкопрофильностью, несмотря на внутреннюю специализацию. Поэтому не приходится говорить, что они идут работать не по специальности. Сейчас есть определенная проблема с трудоустройством в гуманитарных областях или, например, в сфере консалтинга. Но прийти работать экономистом на работающее городское предприятие эти люди вполне в состоянии. Вторая наша задача – гарантированные выплаты заработной платы. Для этого работает система поддержки предприятий. Особенно это касается малого бизнеса и предпринимательства. В целях сохранения уровня оборотных средств предприятия имеют право получать субсидии, и правом этим они активно пользуются. Кроме того, мы в значительной степени развернули структуру бюджета на работу по городскому заказу. Не менее 30% заказов должны быть размещены на малых предприятиях. Одна из серьезнейших проблем – это проблема инвестиционно-строительного комплекса, крупнейшего в городе, ибо рынок коммерческого строительства чувствует себя очень неуверенно. Продажи по многим направлениям почти прекратились, целый ряд инвестиционных проектов в городе попросту приостановлен. И городское правительство пытается активизировать другие направления инвестиционной деятельности, которые смогли бы работать в новых условиях и загрузить строительные мощности.

«Привлечение средств Мирового банка будет полезным»

– Каким образом?

– Пример – программа «Народный гараж». В городе есть потребность в создании мест хранения автотранспорта. Проблема давняя. Купить на рынке машино-место, которое стоит $15 000–20 000, а в некоторых районах до $50 000, в состоянии далеко не каждый. А вот принять участие в строительстве за счет собственных средств и получить место по себестоимости строительства вполне по силам многим. При этом на человека не ложатся городские обременения. Уже подобраны конструктивные решения гаражей-стоянок, которые минимизированы по затратам. Таким образом, мы убиваем двух зайцев. С одной стороны, решаем проблему хранения автотранспорта, с другой – привлекаем строительные организации, которые могут без особого перепрофилирования строить сейчас подобные проекты. Серьезно упрощена процедура согласования. В этом плане программа «Народный гараж» реанимирована и получила второе дыхание. Главная задача сейчас – правильно подобрать площадки, провести все согласования. Этим мы и занимаемся.

– До кризиса реализации подобных проектов мешал дефицит площадок. Сейчас их стало больше?

– Многими проектами застройки такие места были предусмотрены изначально. И мы эти участки сейчас вовлекли в оборот. Там самая простая процедура оформления. Тем более что оформление земельного участка город берет на себя. Если говорить о существующих застроенных территориях, то там проблема действительно состоит в том, чтобы найти участки, на которых можно было бы без ущемления прав граждан разместить многоярусный паркинг.

– Какие городские отрасли пострадали больше всего от кризиса?

– В основном инвестиционная деятельность, хотя мы и продолжаем строить по городскому заказу. Пострадала также промышленность, особенно высокотехнологичная. Производство электроники упало сегодня на 25%, а по некоторым направлениям – на 50%. Поэтому наша задача через поддержку научных разработок и через субсидирование оборотных средств дать возможность таким предприятиям выпускать продукцию, которая является конкурентоспособной. Целый ряд мероприятий сейчас направлен на то, чтобы заместить импортную продукцию. В условиях обесценивания рубля сегодня многие товары выгоднее приобретать у отечественных производителей. Прежде всего это касается широкого спектра электротехнического оборудования. И мы как раз поддерживаем те предприятия, которые в состоянии поставлять на рынок продукцию, являющуюся полным аналогом зарубежной, но при этом с более доступной ценой.

– В чем заключается поддержка, которую предпринимателям оказывает мэрия?

– В субсидиях и дотировании ставок коммерческих кредитов под конкретные проекты. Кроме того, несмотря на кризис, мы продолжаем работать над реанимацией проекта особой экономической зоны в Зеленограде. На сегодня в ней зарегистрировано уже 38 резидентов. Город завершает вместе с правительством Российской Федерации строительство инфраструктурных проектов на подходах к этой зоне. Надеемся, что в этом году часть резидентов уже приступит к строительству в зеленоградской особой экономической зоне.

– В Москве большая проблема с транспортной инфраструктурой. Решение этой проблемы усугубится из-за кризиса?

– В Москве нет объектов, где бы транспортное строительство велось за счет средств инвесторов. Только пересадочные узлы, где транспортная система сочетается с коммерческими объектами. Все объекты, работы на которых уже начались, продолжают строиться и будут закончены.

Мы также работаем с «Российскими железными дорогами» (РЖД) по созданию новой пассажирской транспортной системы на основе малого кольца Московской железной дороги. Сейчас завершается разработка проекта. Мы собираемся выйти с предложением к правительству России о привлечении средств Мирового банка для создания комбинированных источников финансирования в виде средств РЖД, средств Москвы и средств банка. Дело в том, что Мировой банк дает средства только под обязательства правительства России. До кризиса в банке рассматривался этот проект, он был признан высокоэффективным, выражалась готовность его кредитовать. Я думаю, что сегодня привлечение средств Мирового банка будет полезным. С одной стороны, мы получим возможность создать новую транспортную систему, с другой – это большой инвестиционный проект, который даст возможность обеспечить загрузку строителей.

– Каков объем инвестиций в этот проект?

– Окончательные стоимостные показатели пока не определены, они будут готовы к концу III квартала.

«НОВЫХ КОНКУРСОВ ПО

ВЫКУПУ ЖИЛЬЯ НЕ БУДЕТ»

– Когда кризис только начал бушевать в России, правительство Москвы заявило, что готово поддержать застройщиков. Было проведено несколько конкурсов на выкуп у них жилья. Почему в итоге эти конкурсы были прекращены?

– Мы не прекратили конкурсы. Мы закупили те объемы жилья, которые были необходимы городу: 420 000 кв. м. Сейчас идет работа с документами. Часть жилья город уже получил в июне, другая часть сейчас оформляется. Мы серьезно поддержали застройщиков. Приобретенный объем был достаточным для того, чтобы повлиять на остановившийся к тому моменту рынок. Теперь нам эффективнее напрямую финансировать строительство жилья за счет бюджета, потому что нельзя останавливать программу реконструкции ветхого пятиэтажного фонда. Дома для переселения – это основной социальный заказ.

– То есть новых конкурсов не будет?

– Нет.

– А почему были отменены результаты первых конкурсов?

– Нам предложили завышенную, по нашей оценке, цену, поэтому мы были вынуждены признать конкурсы несостоявшимися. Был один представитель строителей, который монопольно предложил нам цену на уровне 80 000 руб. Это был явно завышенный уровень. И уже следующие аукционы позволили нам выйти на совершенно другие показатели – примерно 40 000 руб. за 1 кв. м.

– По вашему мнению, это объективная цена? Застройщики жаловались, что продают чуть ли не в ущерб себе...

– Стоимость жилья складывается из стоимости участка и инфраструктуры. Сегодня себестоимость жилья экономкласса реально составляет 23 000–24 000 руб. за 1 кв. м. Но это только сам дом, коробка. С учетом инфраструктуры – 40 000–42 000 руб. за 1 кв. м. Если убрать из себестоимости стоимость земли и оказать содействие в подводке инженерной инфраструктуры, то цена вполне может уложиться и в 30 000 руб.

– Мэр Москвы Юрий Лужков не раз заявлял о том, что город будет закупать в Подмосковье земельные участки для строительства жилья. Сколько земли уже приобрели и где?

– Все участки, которые предлагались нам инвесторами, не очень устраивали по цене и по целям. Многие из них предназначены для малоэтажного и коттеджного строительства. Нам же для городских нужд необходимо строить социальное жилье определенного класса, определенного стандарта. Приобретать же другие участки у нас просто нет возможности. Впрочем, мы продолжаем совместно с Московской областью проект реновации и застройки Люблинских полей фильтрации. У нас есть также территории в Щербинке и Бутове. Никаких других площадок мы не приобретали.

– А как же проект «А-101» компании «Масштаб» Вадима Мошковича? Он предполагает строительство 13 млн кв. м различной недвижимости. Москва вела переговоры о выкупе части проекта под застройку социальным жильем. В какой стадии находятся переговоры?

– Проект продолжает обсуждаться. Он интересный – город-спутник со своей инфраструктурой и научным центром. Он вплотную прилегает к территории Южного и Северного Бутова. Но мы сегодня не готовы в условиях кризиса и ограниченности бюджетных средств входить в этот проект. Потенциально готовы к нему вернуться, но не раньше 2010–2011 гг.

– Правительство Москвы создало компанию «Мосземсинтез» для приобретения земли в городе под застройку. Много ли земли уже внесено в компанию?

– Капитал компании только формируется. «Мосземсинтез» создан для того, чтобы готовить территории с точки зрения снятия обременений, которые есть на них. То есть будет заниматься выкупом земли у прежних собственников для ее освобождения под застройку.

– Была информация, что в ближайшее время уставный капитал компании будет увеличен...

– Это решение пока на стадии рассмотрения.

– Говорилось также, что в «Мосземсинтез» будет внесена земля в Раменках, которую недавно продала компания «Интеко» неизвестному покупателю...

– У меня таких данных нет. По крайней мере, мы из бюджета деньги на это не выделяли.

– Одна из самых обсуждаемых сейчас тем – достиг ли кризис дна. И если нет, то когда это произойдет. Каково ваше мнение на этот счет?

– Вопрос дискуссионный. Очень хотелось бы, чтобы дно было уже пройдено. Но сейчас не зря ведутся разговоры, что нужно вкладывать деньги не только в банковский сектор, но и в реальный сектор экономики.

«Реально смотрим, куда деньги направлены»

Работа Юрий Росляк рассказывает, что работает с 9 утра до 9 вечера, а после 9 вечера «работает с почтой»: «В субботу день отдыха, ездим с мэром [Юрием Лужковым] (на фото) на объезды». Росляк называет эти поездки «переменой занятий»: «Вместо того чтобы сидеть с экономической документацией, реально смотрим, куда деньги направлены. По-своему тоже отдых. Многие проблемы очень хорошо решаются как раз тогда, когда нет суеты». Отдых «Отдыхаю с семьей и с собакой. Езжу на юг – правда, юг Ленинградской или Вологодской области», – рассказывает Росляк. По его словам, он проводит отпуск в средней полосе России уже на протяжении 30 лет: «Если удается попасть на сезон охоты, то с ружьем, а уж с удочкой – обязательно». А вот за границу отдыхать Росляк не ездил ни разу – только в командировки. Хобби Юрий Росляк любит музыку, рассказывает, что сам поет, у него даже есть опыт участия в Клубе поющих политиков: «На выпущенном клубом диске есть песня «Надежда» в моем исполнении».

Статистика

Трудоустройство

Юрий Росляк утверждает, что на данный момент в столице зарегистрировано 57 500 безработных. Если верить столичному чиновнику, найти работу в Москве они могут, так как вакансий значительно больше – 240 000 мест.

РАСХОДЫ МОСКВЫ В 2008–2009 ГГ.

Расходы социальной сферы в 2008 г. – 415,5 млрд руб., план на 2009 г. – 500,9 млрд руб. Расходы городского хозяйства в 2008 г. – 217,6 млрд руб., в 2009 г. – 191,9 млрд руб. Адресная инвестиционная программа (включая взносы города в уставные капиталы) в 2008 г. – 583,5 млрд руб., в 2009 г. – 364,3 млрд руб. ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ