Закон для прошлой войны

Президент России сможет оперативно применить Вооруженные силы для защиты государств-союзников, российских военных за рубежом и против пиратов

Дмитрий Медведев внес в Госдуму законопроект, уточняющий использование российских Вооруженных сил за рубежом. Об этом он сам сообщил вчера во время встречи с лидерами парламентских партий в Сочи. «Это связано с известными событиями, произошедшими год назад, – объяснил Медведев. – Нам крайне не хотелось бы, чтобы эти события повторились, но четкую регламентацию нужно иметь».

Законопроект опубликован на сайте Кремля, он дополняет статью 10 закона «Об обороне» пунктом 2.1 – о том, что Вооруженные силы могут оперативно использоваться за пределами России для отражения нападения на дислоцированных за рубежом российских военных, отражения или предотвращения агрессии против другого государства, защиты граждан России и судоходства от пиратов.

Еще одна поправка – новая статья 10.1: она устанавливает, что решение о подобном оперативном применении Вооруженных сил принимает президент на основании постановления Совета Федерации. Численность войск и их задачи определяет президент, он же (уже без Совета Федерации) принимает и решение об их отзыве.

Статья 102 Конституции относит к ведению Совета Федерации вопрос о применении Вооруженных сил за рубежом, но ни Конституция, ни закон «Об обороне» (как в старой, так и в новой, предложенной Медведевым редакции) не говорит, что должно произойти сначала – применение войск или получение санкции Совета Федерации.

После событий августа прошлого года Совет Федерации не принимал дополнительного постановления, санкционирующего применение российских войск, поскольку с юридической точки зрения дополнительные российские войска, введенные на помощь миротворцам, были частью миротворческого контингента, а санкция на его развертывание уже имелась, напоминает член комитета по обороне Совета Федерации Николай Тулаев. Внесенные президентом поправки не воспрещают главе государства в острой ситуации отдать приказ о применении Вооруженных сил, а затем постфактум запросить Совет Федерации принять соответствующее постановление, утверждает сенатор.

Теперь применение войск за рубежом при нападении на них, союзников России или российских граждан, а также борьба с пиратами – прямая и законная задача Вооруженных сил, в этом и состоит еще один смысл законопроекта, радуется сотрудник центрального аппарата Минобороны: в прежней редакции закона эти задачи отсутствовали.

Необходимость появления такого закона обсуждалась давно, говорит член общественного совета при Министерстве обороны Виталий Шлыков: сейчас применение российских войск, дислоцированных на военных базах в Южной Осетии и Абхазии, не имеет юридического обоснования.

Применение российских войск в августе прошлого года было законным, так как Россия несла международные обязательства по поддержанию мира, а выполнение таких обязательств предусмотрено в законе «Об обороне», но теперь этот вопрос решен с исчерпывающей точностью, говорит сотрудник Минобороны. По его мнению, под странами, которым российские Вооруженные силы могут помочь в отражении агрессии, могут пониматься и союзники России – члены Организации договора о коллективной безопасности (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан), но в первую очередь Абхазия и Южная Осетия.

Министр обороны Анатолий Сердюков заявил вчера, что использование Вооруженных сил для защиты собственных граждан – естественная практика, используемая во многих странах: в США, например, президент единолично отдает приказы вооруженным силам при нападении на территорию США, американских военных за рубежом или американских граждан.

В США президент по политическим причинам может заручиться резолюцией конгресса при начале войны за рубежом, как это было в 1964 г., когда американцы под надуманным предлогом нападения вьетнамских катеров на свои корабли в Тонкинском заливе начали массивное применение армии во Вьетнаме, говорит директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов, но если очень надо, то американские президенты обходятся и без конгресса: так было и при нападении на Гренаду в 1983 г., мотивированном необходимостью защиты граждан, и в 1988 г., при вторжении в Панаму. Не стоит опасаться, что поправки дадут президенту России полномочия воевать где попало по своему разумению, уверен Пухов, – для этого нет ни желания, ни возможностей: законопроект явно нацелен на придание законности использованию российских войск в случае повторного нападения Грузии на Южную Осетию или Абхазию.