Будто платишь за телефон

Южная нефтегазовая компания (ЮНГК) открыла первые автоматические мини-АЗС «Газпрома». До сих пор такие были только у уральской «Скон»
Южная нефтегазовая компания

Первые четыре мини-АЗС на этой неделе начали работать в Шахтах и Гукове Ростовской области, рассказала «Ведомостям» начальник отдела рекламы ЮНГК Екатерина Гострова. По ее словам, для них требуется значительно меньше средств, чем для строительства типовых заправок: нужен небольшой земельный участок (300 кв. м вместо 5000 кв. м) и нет необходимости в коммуникациях. Это позволяет размещать мини-станции в таких районах города, где полноценные комплексы не построить, отмечает Гострова. Открытие одной мини-АЗС обойдется в 3–5 млн руб., в 3–4 раза дешевле, чем полноценной станции, говорит аналитик УК «Финам менеджмент» Александр Еремин.

ООО «Южная нефтегазовая компания»

управляет сетью заправок «Газпром». Собственник: ОАО «Газэнергосеть» (единый оператор «Газпрома» по реализации нефтепродуктов и СУГ, 100%). Финансовые показатели (2008 г., РСБУ):pвыручка – 27,94 млрд руб., чистая прибыль – 114,3 млн руб. Под брендом «Газпром» в России работает 139 заправочных комплексов.

Оплата на мини-АЗС принимается, как на терминалах для пополнения счета мобильного телефона, к оплате принимаются наличные, банковские карты и топливные карты «Газпрома». В среднем заправка легкового автомобиля займет 2–2,5 минуты, а на обычной АЗС – 5–7 минут, отмечает Гострова. По ее словам, топливо ЮНГК доставляет собственными бензовозами с нефтебазы в поселке Мокрый Батай.

За счет сокращения затрат на строительство и эксплуатацию объекта литр бензина будет в среднем на рубль дешевле, чем на обычных АЗС, обещает Гострова. Например, вчера Аи-92 на мини-АЗС в Гукове отпускали за 19,7 руб./л, на обычной газпромовской АЗС – за 20,99 руб./л.

В России работают только две подобные заправки под брендом ТНК в Екатеринбурге (по договору франчайзинга проект с 2005 г. развивает компания «Скон»), говорит гендиректор «ВАИ-гарант» (управляет сетью 15 АЗС «Юг-нефть» в Краснодарском крае) Юрий Давыдов. По его словам, несмотря на отсутствие персонала, на обслуживании мини-АЗС все равно сильно не сэкономить: оперативная группа минимум дважды в день (при сливе горючего с бензовоза и инкассации выручки) будет выезжать на точку. «Мы делаем ставку только на полноценные АЗС, на юге люди привыкли, чтобы их обслуживали», – сомневается в мини-АЗС топ-менеджер сети «Прогресс» (60 АЗС в Ростовской области).

Повышение розничных цен на бензин сейчас ограничивает ФАС, трейдеры ищут возможности снизить издержки и мини-АЗС позволяют это сделать, рассуждает аналитик ИК «Финам» Владислав Кочетков. Цены обеспечат хороший трафик, а по эффективности такие АЗС могут превосходить обычные, считает он.

ЮНГК планирует построить мини-АЗС в Волгодонске, Батайске, Ростове, а затем в Ставропольском крае, Астраханской, Калужской, Брянской и Белгородской областях, сказала Гострова.