Новинки книжных развалов


Стремление к расцвету. Максимизируйте успех вашей компании с помощью программы Адизеса

Ицхак Адизес

М.: Дело, 2009. 256 с.

Джон Коттер, автор книги «Впереди перемен», предлагает восемь стадий процесса кардинальных изменений для выхода любой организации из состояния кризиса. У Ицхака Адизеса схожая программа преобразований состоит из 11 ступеней. Его цель – детально показать на понятных примерах, как можно привести компанию к стадии, которую он называет расцветом. И удерживать бизнес в этом состоянии.

«Все живые существа от рождения и до смерти проходят в своем развитии стадии роста и угасания, следуя кривой, напоминающей по форме арку, – обосновывает автор свою концепцию. – Организации же отнюдь не обречены на увядание и старение. Бизнес-организации могут в течение очень долгого времени, а возможно, и бесконечно оставаться на пике жизнеспособности или где-то рядом».

Такой пик Адизес и называет расцветом. На этом этапе жизненного цикла компания «энергично подпитывает свою креативность и тягу к расширению и одновременно потребность в структуризации и дисциплине».

Структура его книги довольно проста. Он выделяет шесть «классических областей ответственности руководителей – стиль лидерства, структуру, стратегию, кадровый состав, систему вознаграждения, планирование и постановку целей». Организационная диагностика, по Адизесу, который сам себя называет «организационным терапевтом», состоит в анализе этих областей на каждом этапе жизненного цикла компании. Поэтому многие, от предпринимателя до топ-менеджера и владельца, в зависимости от того, на каком этапе цикла – от рождения до смерти – находится их предприятие, смогут найти в ней что-то полезное.

Для себя я обнаружил нужный вывод: «Различные подразделения организации могут находиться и обычно находятся на разных этапах жизненного цикла». «В отделе маркетинга всегда должны проявляться признаки вечной юности – постоянная чувствительность к изменениям, агрессивность и творчество, – поясняет автор и продолжает: – А отдел отчетности – организованный, намеренно не гибкий, абсолютно предсказуемый в своих действиях – быстро стареет, что нормально и ожидаемо».

В чем книга спорна – так это в 20 управленческих мифах, описанных в последней главе. Мне так и хочется предложить читателям обсудить седьмой миф с названием «наличие на счетах большой суммы денег – признак хорошо управляемой организации», ведь, по версии автора, «к истине очень близко противоположное утверждение». «Служащие компании, сидящей на сундуках с деньгами, – пишет Адизес, – либо вовсе не выдвигают новых идей, либо выдвигают такие, которые высшее руководство отклоняет, одобряя лишь проекты с низким риском». И где в России такие компании?