Вместе по одному

Россия, Белоруссия и Казахстан будут пытаться присоединиться к ВТО единым Таможенным союзом, но могут вернуться и к индивидуальным переговорам, заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов. Но сами чиновники не верят в успех вступления в ВТО союзом
Reuters

За последние три месяца российские власти уже третий раз уточняют официальную позицию по присоединению страны к ВТО. Первым это сделал премьер Владимир Путин. 9 июня он сообщил, что три страны решили начать новый переговорный процесс от имени Таможенного союза. Через неделю делегации России, Казахстана и Белоруссии информировали об этом секретариат ВТО. Юридически ни одна из стран из переговоров не вышла, но фактически они были приостановлены.

Месяц спустя президент Дмитрий Медведев признал, что «вступить в ВТО Таможенным союзом было бы красиво, но проблематично», и предложил согласовать общие стандарты и позиции внутри союза, а присоединяться к ВТО раздельно.

Вчера с очередным заявлением выступил Шувалов. Три страны по-прежнему собираются вступать в ВТО на правах единой таможенной территории, сообщил первый вице-премьер. Но если возникнут юридические сложности и каждой из стран придется заключать двусторонние договоры с ВТО, эта возможность будет использована, пообещал Шувалов, оговорившись, что раздельное вступление трех стран все равно должно быть одновременным. «<...> Будем стремиться вступить в ВТО одновременно и на одинаковых условиях», – резюмировал он (цитаты по «Интерфаксу»).

Высказывания премьера и президента не противоречили друг другу, уверяет чиновник аппарата правительства. Многочисленные консультации с секретариатом ВТО показали, что вступить в торговую организацию Таможенным союзом может не получиться, говорит он, поэтому ранее принятое решение уточнили: три страны готовы вступать раздельно, но на единых условиях. «Главное – сформировать Таможенный союз, как вступать в ВТО – разберемся», – добавляет чиновник.

Россия будет пытаться «вступать союзом, но вступить сможем только раздельно – мы это понимаем», констатирует участник переговоров с российской стороны: «Проходным для ВТО может быть лишь вариант раздельного вступления». Прогнозировать, когда вступит Россия – в составе Таможенного союза или отдельно, собеседники «Ведомостей» не стали. В ВТО на запрос «Ведомостей» вчера не ответили.

Давать прогнозы можно будет, когда путаница с заявлениями властей закончится, считает директор информационного бюро по присоединению России к ВТО Алексей Портанский. Затянувшееся вступление в ВТО обходится России ежегодно в $2,5 млрд, отмечает он: и это только прямые потери от того, что отечественных экспортеров не пускают на рынки. С учетом косвенных потерь (сопутствующие производства) – более $4 млрд, продолжает Портанский. Кроме того, не являясь членом ВТО, страна не может участвовать в выработке правил мировой торговли, считает эксперт. Для металлургов эта проблема особенно актуальна – протекционизм во всем мире растет, сетует менеджер одной из металлургических компаний.

Особенно сложно работать с Китаем, который собирается начать очередное антидемпинговое расследование – на этот раз по горячекатаному листу, вздыхает он: «Хорошо, если бы государство помогало не только ответными антидемпинговыми расследованиями, но и политическими решениями».